03/11/2015 Главное – понимать, чему и зачем ты учишься
Впервые опубликовано на сайте ежедневной газеты Комсомольская Правда
На сайте ежедневной газеты Комсомольская Правда была опубликована авторская колонка об образовании в России.
Ниже материалы авторской колонки приведены полностью.
Я хочу выступить с консервативных позиций. Мы часто слышим о революции в образовании, а так ли это?
Безусловно, сейчас нас окружает огромный массив информации. Каждый год человечество создаёт такой объем информации, который накапливался ранее за тысячу лет. Но является ли эта информация полезной? Является ли обладание ею для кого-то ценной? И заключается ли процесс образования в увеличении своей информированности?
Дидактика выделяет две части образования - учение и обучение. Обучение осуществляется учителем в ходе специально-организованного процесса. Тогда происходит передача информации, которую общество считает необходимым передать подрастающему поколению.
Процесс учения осуществляет сам школьник, студент, любой человек, который решил заняться самообразованием. Наука давно показала, что эффективность образования зависит от того хочет ли обучаемый учиться. Не так важно имеет ли он доступ к информации, более значимо готов ли он совершить большую серьёзную интеллектуальную работу, которая необходима для успеха образования. Надо иметь мотив и понимать смысл своей деятельности. Сложно делать что-то, в чем не видишь смысла. Всем нам нравится делать работу, которая имеет значение и необходима окружающим.
Откуда берётся этот смысл и знает ли его каждый человек, который приходит в аудиторию или класс? Я считаю, что как раз за смыслами и приходит человек в систему образования. Это является для него главной ценностью. Причём, важно видеть смысл не столько для сиюминутных решений, сколько для решения глобальных вопросов, имеющих значение для всей жизни человека - профессионального самоопределения, направления саморазвития и так далее.
Иммануил Кант сказал так: «Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить её напиться». Можно погрузить человека в огромную информационную среду, но заставить извлекать пользу из неё невозможно. Человеку необходимо иметь мотив для интеллектуальной работы и видеть смысл своего учения.
Другой важный момент. Можно ли научиться чему-либо без практики? Хочет ли кто-то стать пациентом специалиста, который прослушал замечательные онлайн-курсы, но никогда не брал в руки скальпель? Научиться чему-либо можно только делая это. И в этом смысл университетов.
Попадая в вуз, человек вместе с преподавателем выполняет определённую работу, делает проект, научное исследование. Только действуя он получает практические навыки.
Сегодня много говорят об индивидуализации образования. Это важная вещь. Но вспомним, как это происходило, например, в период Средневековья. Подмастерье приходил к мастеру и наблюдал за его работой. Таким образом, он учился делать все сам. Это было полностью индивидуальное образование. В семьях аристократов к каждому ребёнку приглашали учителей, и они давали знания, исходя из индивидуальных способностей воспитанника. В индивидуализации нет ничего нового. Она очень полезна. Но и здесь тоже мы не видим революции.
В целом, конечно, образование 20 века отличается от образования века 21-го, также как образование 20-го отличалось от образования в 19-го веке. Носят ли изменения, которые происходят сейчас, радикальный характер и затрагивают ли суть образования? Я считаю - нет.
Роль современного учителя меняется. Это проявляется в том, что педагог больше не является монопольным носителем информации. Раньше только преподаватель обладал информацией. Теперь каждый человек имеет доступ к огромным массивам данных. В этой ситуации возникает вопрос, а нужен ли преподаватель? Уместно вспомнить, что когда человечество вышло в открытый океан, стало невозможно ориентироваться по береговой линии, были потеряны привычные методы. Возникла необходимость поиска новой системы навигации. И люди придумали параллели и меридианы.
Примерно это же мы видим в современной профессии учителя. Возникают такие новые функции педагога, как помощь в навигации в море информации, содействие человеку в выстраивании своей образовательной траектории. В конечном счёте - это помощь в поиске смыслов, без которой любой процесс образования не даст результатов.
В обществе бытует два мнения по поводу образования. С одной, - это общественное благо, с другой, - коммерческий продукт. На мой взгляд, безусловно, образование - это общественное благо, это ресурс для развития каждого человека, это то, что делает любого человека личностью. Не имея образования, не овладев определённым набором культурных ценностей, моделей поведения, нельзя стать личностью. В этом смысле это общественное благо, так как социум заинтересован в воспроизведении самого себя. Отдельные его элементы, определённые образовательные услуги могут быть коммерческим продуктом, но образование как институт - это общественное благо.
Россия всегда отличалась уважением к образованию и учёным людям. Другой характерной чертой у нас является большое число людей, склонных к интеллектуальному труду и готовых к умственной работе. В этой связи Россия и в 19 веке, и в советский период, и сейчас стремится к глобальному интеллектуальному лидерству.
Из выступления на Форуме «Открытые инновации».
© Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ
Впервые опубликовано на сайте ежедневной газеты Комсомольская Правда