04/01/2017 Как руки помогают думать
Впервые опубликовано на сайте журнала Наука и жизнь
На сайте журнала Наука и жизнь была опубликована заметка о пользе манипуляций предметами при решении задач.
Ниже материал заметки приведён полностью.
Чтобы решить сложную проблему, нужно в буквальном смысле повертеть её в руках.
Иногда, когда нам приходится решать какую-нибудь задачу, мы, сами того не замечая, начинаем крутить в руках какой-то предмет - ручку, зажигалку, мобильный телефон . С одной стороны, это может говорить о том, что мы нервничаем из-за трудностей. С другой - манипуляции с предметами действительно помогают думать.
В недавней статье в Acta Psychologica психологи из Кингстонского университета, а также университетов Эссекса и Южной Дании описывают эксперимент, в котором нужно было распределить семнадцать животных по четырём загонам - так, чтобы в каждом загоне их было нечётное число. Здесь нужно было особым образом спроектировать всю постройку, и участники эксперимента могли либо рисовать модель такого помещения электронным пером на планшете , либо пытаться построить физическую модель из конструктора .
Наиболее успешно эту задачу решали те, кто строил физические модели. Авторы работы подчёркивают, что дело было не в общей разнице в умственном развитии между одними и другими, а именно в инструментах: если человек может непосредственно, так сказать, прямо руками взаимодействовать с окружающим миром, то решать некоторые задачи ему становится проще.
В другой статье, опубликованной в Cognitive Research: Principles and Implications, речь идёт о математических способностях - точнее, о том, как можно уменьшить так называемый страх перед математикой. Известно, что у некоторых «математическая тревожность» настолько высока, что они не могут даже правильно посчитать сумму чека в магазине, что уж говорить о решении алгебраических уравнений из школьного курса.
Однако, если такому человеку дать в помощь какие-нибудь кубики с цифрами, то арифметическую задачу он с большой вероятностью решит правильно. Эксперимент, собственно, как раз и состоял в том, что человека просили проделать арифметические действия либо полностью в уме, либо с помощью игрушечных цифр - причём одновременно участники эксперимента должны были постоянно повторять какое-то слово. Понятно, что, постоянно отвлекаясь на произнесение этого слова, манипулировать цифрами было довольно непросто. Игрушечные цифры же не только помогали сосредоточиться на главной задаче, но и позволяли преодолеть страх перед математикой, если таковой был.
Очевидно, полученные результаты вполне пригодятся в педагогике, например, при обучении детей, которым плохо даётся математика. С другой стороны, тем, кому постоянно приходится решать высокоинтеллектуальные задачи, можно посоветовать держать под рукой какой-нибудь конструктор - в помощь собственному мозгу.
© Кирилл Стасевич
Впервые опубликовано на сайте журнала Наука и жизнь