05/11/2009 Как карболка и миссис Карлилл изменили мир
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья об истории защиты прав потребителей.
Ниже материал статьи приведён полностью.
Курьёзное дело о шаре с карболовым дымом, вынудившее производителя относиться к потребителю честно и открыто, до сих пор влияет на взаимоотношения бизнеса и общества.
Рассматривавшийся в Лондоне в 1892 году иск некоей Луизы Карлилл против компании Carbolic Smoke Ball до сих пор воспринимается как сказка, сюжет которой разворачивался на фоне вихрящихся туманов викторианской Англии, наводящей ужас вспышки «русского гриппа» и неимоверного числа всевозможных снадобий, которые никто не проверял, но которые, по словам их кичливых продавцов, излечивали от чего угодно.
Этот процесс известен студентам-юристам всего мира. А многие считают его точкой, от которой ведет отсчет нынешняя система защиты прав потребителя, поскольку он узаконил торговые отношения продавца и покупателя.
Шар с карболовым дымом представлял собой странное устройство, которое предположительно избавляло больного от кучи недугов, в том числе от инфлюэнцы. Оно представляло собой каучуковый шар с выводной трубкой, наполненный карболовой кислотой в виде порошка. Сжимаешь шар - и через трубку, вставленную в нос, вдыхаешь облачко кислоты. Идея состояла в том, чтобы вызвать насморк - и вымыть с его помощью простуду из организма.
Лечение или деньги
Производитель шара, рекламируя его в листке Pall Mall Gazette, обещал 100 фунтов стерлингов (огромные по тем временам деньги) любому, кто будет пользоваться устройством по инструкции, но всё равно после этого подхватит грипп. Чтобы продемонстрировать, что она не шутит, компания отложила тысячу фунтов на специальный банковский счет.
В объявлении фигурировали признания целого набора аристократов и священников - викторианский эквивалент сегодняшних звезд, расписывающих прелести товара по телевизору .
Рекламу увидела миссис Луиза Элизабет Карлилл. Она купила шар и использовала его, как и предписывалось, трижды в день на протяжении почти двух месяцев, после чего заразилась гриппом. Неудивительно поэтому, что она потребовала у производителя свои 100 фунтов.
Компания проигнорировала два письма от её мужа, но он был не лыком шит, имел юридическое образование. Потом, правда, производитель всё же откликнулся - и заявил, что полностью уверен в качестве своего продукта, надо только правильно его применять.
Желая защититься от любителей легкой наживы, компания объявила, что миссис Карлилл должна будет каждый день приходить в её офис на лондонской Принсесс-стрит, чтобы секретарь мог лично наблюдать, насколько верно она пользуется шаром.
Миссис Карлилл обратилась в суд, объявив, что эту компанию связывают с ней некие контрактные обязательства. Компания, в свою очередь, утверждала, что никаких таких отношений между ними нет.
Но дело в высоком суде выиграла всё же миссис Карлилл.
Юридическая защита
Компания и её владелец Фредерик Роуэ подали апелляцию, указав в своей жалобе практически все возможные причины, по которым, как они считали, между ними и миссис Карлилл не существует контрактных обязательств.
Приводились, в частности, следующие аргументы:
Реклама была «дутой», то есть её нельзя было воспринимать стопроцентно всерьез. Например, как современные зубные пасты , обещающие обелить ваши зубы белее белого. Подобные заявления не должны влечь за собой никаких юридических последствий, и публика это прекрасно понимает, утверждал производитель. (В данном случае его ошибкой было то, что компания отложила тысячу фунтов, демонстрируя как раз свою серьезность).
Нет никакой возможности убедиться в том, что миссис Карлилл дословно следовала инструкциям. (Серьезный аргумент, если бы только суд не отказал в апелляции с самого начала).
Ни в коем случае нельзя считать, что предложение от имени компании делалось целому миру.
И здесь суд тоже не согласился: он сказал, что если предложение звучало ясно и было направлено на некую группу, то любой, кто соответствует критериям этой группы должен считаться объектом данного предложения. И те, на кого предложение направлено, вовсе не обязаны объявлять во всеуслышание, что они предложение принимают.
Один из судей, лорд Боуэн, так высказался по этому поводу: «Если я объявляю миру, что потерял свою собаку и что любой, кто приведет ее в определенное место, получит некую сумму денег, значит ли это, что все полицейские или другие люди, в обязанности которых входят поиски потерянных собак, должны сесть и написать мне письмо о том, что принимают мое предложение?»
Компания также настаивала на том, что между нею и миссис Карлилл не совершалось формальных сделок, и никакие ценности не переходили из рук в руки, а это и есть необходимые условия заключения контракта. Суд, однако, решил, что любое использование карболового шара наверняка работает на увеличение продаж и, следовательно, представляет собой определенную ценность для компании. Таким образом, то обстоятельство, что миссис Карлилл пользовалась карболовым шаром, может считаться формальной сделкой.
Бесплатные полёты
В общем, миссис Карлилл выиграла апелляционные слушания и очень способствовала определению отношений между компаниями, их продуктами и потребителями.
Однако четкие, имеющие силу реального закона права потребителей были сформулированы в Великобритании только после скандала 1961 года, связанного с применением талидомида, транквилизатора с мощными побочными эффектами. Именно этот скандал привел к появлению в 1968 году сразу двух важных законов - о медикаментах и о торговых описаниях.
И всё же дело о карболовом шаре не раз помогал простым обывателям воевать с бизнес-гигантами.
В 1992 году производитель пылесосов Hoover (настолько крупный, что в Англии название этой фирмы давно стало нарицательным и синонимичным собственно пылесосу ) оказался в затруднительном положении, когда предложил бесплатные авиаперелёты - сначала в континентальную Европу, а потом и в Соединенные Штаты - каждому, кто купит товаров этой фирмы более чем на 100 фунтов стерлингов.
Откликнулись тысячи, и Hoover оказался не в состоянии сдержать слово. Потребители обвинили компанию в нарушении обещания и потащили её в суд. То есть не в суд, а в суды: тяжбы велись в стране всюду.
В результате Hoover потерял почти 50 млн. фунтов. Это была одна из самых страшных маркетинговых катастроф всех времен и народов.
Ну а что же с миссис Карлилл, которая так помогла соотечественникам - и не только? Она умерла 10 марта 1942 года в возрасте 96 лет. Скорее всего, кончине способствовал её более чем почтенный возраст.
Но в свидетельстве о смерти значилась единственная причина: грипп.
© Клайв Коулман
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба