Агентство Лангуст [переход на главную]

07/11/2005 Английская ночь большого огня
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о праздновании 400-летней годовщины Порохового заговора в Великобритании.

Ниже материал статьи приведён полностью.

В начале ноября Англию сотрясает праздник со слезами на глазах. Слёзы - это реакция слизистой оболочки на пороховой дым, окутывающий города и веси. Каждый год в это время повсюду в стране взмывают в вечернее небо фейерверки купить салюты и фейерверки: это ночь Гая Фокса, ночь Порохового заговора.

В этом году этой обросшей легендами, но всё же невыдуманной истории исполняется ровно 400 лет. И в этой истории есть всё - шпионаж и перестрелки, предательство и пытки и жуткие казни.

Новый король

каждый год в ноябре Англию озаряют тысячи костров (bonfire в Льюисе)

В 1603 году умирала правившая Англией 45 лет королева Елизавета I. Католикам при ней жилось несладко.

Папа Римский отлучил Елизавету от церкви и объявил её подданным, что они не обязаны подчиняться еретичке. Потом на Альбион «пошла на вы» невиданная по численности испанская армада. Англичане её разгромили, но католикам от этого легче не стало: каждого из них в тюдоровской Англии считали потенциальным изменником. Им запрещали посещать мессы и заставляли ходить вместо этого на англиканские службы. А тех, кто регулярно отказывался, нещадно били рублём. То есть фунтом.

Но вот прошёл слух, что Елизавету на троне сменит шотландский король Яков VI, сын Марии Стюарт, казнённой 15 годами ранее по приказу Елизаветы. У католиков появляется надежда: Яков известен толерантным отношением к их вере; его жена, датская королева Анна, - тоже католичка.

в этом дворце (Хэмптон-корт под Лондоно) король Яков I выразился в адрес католиков нелицеприятно

Чтобы проверить, насколько правдивы эти разговоры, тайно исповедующий католичество граф Нортумберлендский посылает в Шотландию своего агента, Томаса Перси, который шлёт патрону обнадёживающие письма.

И действительно, с приходом к власти в Англии, где он становится Яковом I, король отменяет штрафы за непослушание, аристократы-католики (в том числе и граф Нортумберлендский) получают высокие посты, а простолюдины, скрывавшие до этого свою веру, выходят из подполья.

Вскоре, однако, раскрываются два католических заговора, и над английскими католиками снова сгущаются тучи.

Гроза грянула в январе 1604-го. Тогда на конференции в роскошном дворце Хэмптон-корт под Лондоном, желая угодить пуританам, король весьма нелестно отзывается о католиках, а через месяц и вовсе объявляет о своём «полном отвращении» к католицизму. Снова вводятся штрафы; католических священников и иезуитов изгоняют из церквей.

Домик и подвальчик

Джентльмен Роберт Кэтсби был ярым католиком и знал цену веры. Его отец попал в тюрьму за то, что укрывал священника, а сам Роберт бросил университет лишь затем, чтобы не принимать протестантской присяги. Харизматичный и обаятельный, он был превосходным вербовщиком.

400 лет назад Гай Фокс сотоварищи решили избавить страну от короля Якова I

В мае того же 1604 года в одной из пивных на Стрэнде (улица в Лондоне, на которой сейчас, кстати, работает Русская служба Би-би-си), Кэтсби встречается с четырьмя приятелями. Один из них, уроженец Йорка Гай Фокс, завербовался в своё время в армию, но не в протестантскую английскую, а в католическую испанскую, и служил во Фландрии, где получил изрядный опыт работы с порохом.

За кружкой пива купить домашнюю пивоварню рождается идея взорвать парламент. Вскоре в самом сердце Вестминстера арендуется домик. Имя арендатора - Джон Джонсон, но на самом деле это ни что иное как партийная кличка Гая Фокса.

Заседания парламента, между тем, раз за разом откладываются, и, в конце концов, начало новой сессии планируется на 5 ноября 1605 года. В этот день в парламенте должен быть и король Яков.

А тайный кружок тем временем разрастается.

В марте 1605-го заговорщики снимают небольшой подвал по соседству с арендованным домиком. Подвал находится непосредственно под палатой лордов, и за месяц туда перевозятся 36 бочек с порохом. Этого достаточно, чтобы поднять на воздух всю округу.

Фокс, в надежде на помощь заграницы, возвращается на время во Фландрию. Успеха там он не добивается, к тому же его примечают английские шпионы, которые делятся подозрениями с графом Солсбери, первым министром короля Якова. Разведка связывает воедино имена Фокса и Кэтсби.

Сам Кэтсби, между тем, вербует парочку богатых аристократов, владеющих большим количеством лошадей, необходимых для восстания.

Неудавшаяся «Аврора»

красный круг - это район, который был бы взорван, если бы Пороховой заговор удался

В октябре 1605-го уточняются последние детали. Фокс взорвёт парламент и скроется на континенте. Взрыв - как залп крейсера «Аврора» - станет сигналом к началу мятежа, который другие подготовят в Мидлэндс, центральных английских графствах. Одновременно будет похищена дочь короля Якова, принцесса Елизавета, а затем её посадят на трон в качестве королевы-марионетки. Фокс тем временем в Европе будет убеждать тамошние правительства поддержать бунт хотя бы морально.

Всё готово.

Но вечером 26 октября один из лордов получает анонимное письмо с предостережением. Лорд рассказывает об этом первому министру, и тот решает нанести удар по изменникам в последний момент.

Заговорщики тоже узнают о письме, но власти, кажется, ничего не предпринимают, так что замысел остаётся в силе. Некоторые члены кружка едут в Мидлэндс, чтобы в нужный момент поднять восстание.

Но и первый министр времени не теряет. Решив, что момент настал, он приказывает обыскать Вестминстер, и в одном из подвалов тут же обнаруживается подозрительно большое количество дров. В ходе второго обыска, около полуночи, попадается Гай Фокс. При задержании он называется вымышленным именем, но следствие уже знает про домик и подвал, так что ордер на его арест выдаётся без проволочек.

Отсыревший порох

Когда Фокса начинают допрашивать, в Лондоне разжигаются первые костры: люди празднуют раскрытие заговора. К 6 ноября упорство Фокса вынуждает короля разрешить пытки - сначала «мягкие», затем по нарастающей. Но и они не приводят ни к каким результатам ещё на протяжении двух суток.

Йорк, родной город Гая Фокса, тоже отмечает большой юбилей

А в Мидлэндс, в графстве Стаффордшир, остальные заговорщики оказывают тем временем сопротивление двум сотням солдат, получившим приказ об их задержании. Но у членов группировки отсырел порох. Чтобы его просушить, они кладут его у огня… В результате взрыва один из заговорщиков теряет зрение, так что оборона слабеет окончательно.

Битва коротка: трое схвачены, пятеро бегут, но и им не суждено долго оставаться на воле.

В ходе допросов всплывает имя священника-иезуита, что даёт властям повод устроить обыски в домах католиков. А через пару недель выходит «Книга короля» с впечатлениями о происходящем короля Якова и признаниями Фокса и одного из его подельников.

Суд начинается 27 января 1606 года в Вестминстер-холле, заполненном народом. Прокурор возлагает всю тяжесть вины на иезуитов и зачитывает список традиционных наказаний для изменников.

Осуждённых должно повесить - до полусмерти, затем отрезать их гениталии и сжечь у них на глазах. Потом у них - всё ещё живых - вырезают кишечники и сердца, после чего обезглавливают и расчленяют, а части тел выставляют на обозрение публики, поедание птицами и полное разложение.

Все заговорщики признаются виновными. Их казнят 30-31 января.

Но дольше всего от порохового заговора страдают простые католики. Их лишают возможности исповедовать свою веру, служить офицерами в армии и на флоте и голосовать на местных и парламентских выборах. Более того, ещё 200 лет их будут считать виновниками всех несчастий, в том числе и великого лондонского пожара 1666 года. А право голоса им вернут лишь в 1829 году.

Таким образом, для английских католиков число заговорщиков - 13 - совершенно точно стало несчастливым. Ну а страна получила повод для праздника с безумным количеством огней в вечернем небе.

© Ян Ледер

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна