Агентство Лангуст [переход на главную]

09/12/2011 Саммит ЕС: ночь, изменившая отношения Брюсселя и Лондона
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована статья об взаимоотношениях ЕС и Великобритании.

Ниже материал статьи приведён полностью.

Ещё до начала нынешнего саммита Евросоюза его называли одним из самых судьбоносных в истории ЕС.

Лидеры Европейского союза изо всех сил пытаются избежать повторения банковского кризиса 2007-2008 годов. На этом саммите они надеялись заключить новый всеобъемлющий договор о европейских финансах, обязательный для всех 27 стран-членов ЕС.

Однако после изнуряющих переговоров 17 стран еврозоны, к которым присоединились ещё шесть стран ЕС, подписали пакт, имеющий статус межправительственного соглашения, а не договора Евросоюза.

Британия заблокировала попытки сделать этот пакт обязательным для всех 27 стран-членов ЕС. Швеция, Венгрия и Чехия заявили о том, что пока также не намерены присоединяться к пакту об интеграции бюджетной политики.

Что означает новый пакт для Евросоюза?

Основная задача пакта - восстановить доверие к евро. Правительства стран ЕС - включая Британию - считают, что для этого необходима гораздо более тесная бюджетная координация входящих в еврозону стран.

Однако действие этого пакта распространяется только на подписавшие его страны, так что, скорее всего, представители Британии, а также Венгрии, Швеции и Чехии не будут присутствовать на встречах представителей 23 стран, подписавших договор.

Пакт предусматривает автоматические штрафные санкции для стран, которые нарушат правила о бюджетном дефиците. По словам главы Европейского Центробанка Марио Драги, теперь будет проще добиться дисциплины в экономической политике разных стран-членов ЕС.

23 подписавшие договор страны также согласились выделить Международному валютному фонду кредит, размер которого может достичь 200 млрд. евро, для борьбы с последствиями долгового кризиса ЕС.

Почему Британия не поддержала новый договор?

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон возражал против новых механизмов финансового регулирования, которые отразились бы на работе лондонского Сити. После того, как участники саммита отказались предоставить Британии возможность не участвовать в отдельных положениях нового договора, Кэмерон отверг его полностью.

«Там, где мы не можем получить нужных нам гарантий, лучше вовсе отказаться от участия, - пояснил свою позицию британский премьер. - По существу, я воспользовался правом вето».

По словам французского президента Николя Саркози, Британия не может оставаться за пределами еврозоны, но при этом участвовать во всех решениях по поводу евро и одновременно выступать с критикой единой европейской валюты.

Саркози также настаивает на том, что более жёсткое регулирование финансовых рынков является ключевым элементов нового пакта.

Большое количество нынешних проблем «вызваны как раз отсутствием механизмов финансового регулирования», сказал французский президент, так что участники саммита «не могли сделать исключения для Британии».

К чему приведёт изоляция Британии?

Как отмечает европейский обозреватель Би-би-си Гэвин Хьюитт, «никогда ещё Британия не оказывалась в такой изоляции в рамках ЕС».

несмотря на улыбки и рукопожатия, позиция Кэмерона вызвала раздражение многих лидеров ЕС

Кэмерон вызвал раздражение многих лидеров Евросоюза. По их мнению, он воспользовался правом вето в тот момент, когда Европа нуждалась в единстве.

Но Кэмерон решил, что согласие на изменение договоров ЕС не соответствует интересам Британии. Своей главной задачей он видел защиту британского финансового сектора. При этом он хотел сохранить общий рынок, в котором он видит одно из главных преимуществ членства в ЕС.

Британский министр иностранных дел Уильям Хэйг, который не скрывает скептицизма в отношении объединённой Европы, заявил, что вхождение в новый пакт означало бы потерю контроля над собственной налоговой и бюджетной политикой Лондона и, соответственно, потерю механизмов, которые позволили Британии избежать кризиса, подобного греческому.

Как бы то ни было, саммит привёл к фундаментальным изменениям в отношениях между Британией и остальной Европой.

«Большинство европейцев в пятницу проснулись в гораздо более интегрированной Европе, чем та, за которую они голосовали, - замечает Гэвин Хьюитт. - Британцам же пора привыкать к позиции сторонних наблюдателей».

Наблюдаем ли мы возникновение двухскоростной Европы?

Николя Саркози и раньше открыто говорил о возникновении двухскоростной Европы, в то время как другие европейские лидеры старались не использовать этот термин.

При этом Саркози имел в виду дальнейшее расширение Евросоюза: новичкам понадобится время, чтобы догнать уровень других стран-членов ЕС, поэтому они вначале не будут полностью интегрированы в еврозону.

Даже до принятия нового пакта входящие в еврозону страны договорились о проведении отдельных саммитов - в дополнение к саммитам всех 27 стран-членов ЕС. Так что двухскоростная Европа на наших глазах становится реальностью.

На практике разные страны ЕС уже сейчас по многим направлениям движутся с разной скоростью.

Но теперь возникла реальная опасность того, что Британия может оказаться в изоляции по такому важному вопросу, как бюджетная политика, включая координацию налогов. А это может привести к многочисленным юридическим проблемам.

Если еврозону всё же не удастся спасти, Лондон сможет в одночасье обрести много новых союзников.

Пока же в самой Британии всё громче раздаются голоса тех, кто ставит под вопрос дальнейшее пребывание страны в Евросоюзе.

И дискуссия о пересмотре отношений Британии с единой Европой только начинается - как в Лондоне, так и в Брюсселе.

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна