Агентство Лангуст [переход на главную]

11/07/2014 «Ку-ку, мой мальчик!» Почему все дети любят эту игру?
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о самой популярной в мире игре с детьми.

Ниже материал заметки приведён полностью.

Эта игра популярна во всём мире - для неё не существует культурных и языковых барьеров. Почему? Вероятно, потому, что она является мощным инструментом обучения и вхождения в жизнь, считает постоянный автор BBC Future.

Вы закрываете лицо руками, а потом медленно отводите одну руку и выглядываете как из-за забора. Ку-ку! Малыш смеётся, и вы смеётесь в ответ. И повторяете это снова и снова.

игра в прятки - самая популярная игра

Игра в «ку-ку» не устаревает и не выходит из моды. Моя малолетняя дочь может играть в неё часами, и я сам играл, когда был малышом («Ты много смеялся!» - вспоминает моя мать), играет поколение за поколением. Младенцы отличаются друг от друга личностными качествами и набором генов, мы рождаемся и растём в самых разных обстоятельствах. Почему же дети во всём мире так любят одну и ту же игру?

Маленькие дети не читают книг, и их круг общения довольно ограничен. Поэтому удивительная распространённость и популярность игры в «ку-ку», пожалуй, говорит о том, что она связана с некими фундаментальными процессами человеческого мышления. Это не просто забава - изучая её, мы лучше понимаем, как устроен разум взрослого человека.

Начав заниматься этим вопросом, исследователи для начала предположили, что дети любят играть в «ку-ку», потому что они каждый раз удивляются, когда исчезнувшие предметы (или лицо самого близкого человека) вновь появляются в поле зрения. Для взрослого вроде бы ничего смешного в этом нет, но надо помнить, что маленький ребёнок не воспринимает многие вещи как само собой разумеющееся. Новорождённый ничего не понимает в окружающем мире - и лишь постепенно учится разбираться в том, что происходит вокруг. Взрослый знает, что если слышен голос человека, то и он сам где-то неподалёку, а закатившийся за диван мяч не исчезает бесследно. Но давайте подумаем, как у нас сформировалось знание о таких вещах.

Швейцарский психолог Жан Пиаже назвал этот принцип «постоянством объектов» и заключил, что дети постигают его в течение первых двух лет жизни. И как раз в этом возрасте они особенно любят «ку-ку». Если взглянуть на игру с этой точки зрения, то становится понятно, что это не пустое развлечение, а способ осознать один из важнейших принципов мироустройства: то, что объекты могут существовать и тогда, когда мы не видим их.

Возможно, в результате эволюции наши дети получили «встроенную» склонность к игре в «ку-ку» в первую очередь потому, что она полезна для развития мышления. Но мне кажется, что причины её популярности этим не ограничиваются.

Сюрприз!

Главный принцип этой игры такой же, как и у хороших шуток - сюрприз должен быть до какой-то степени ожидаемым. Исследователи Джерод Пэррот и Генри Глейтман продемонстрировали это в серии забавных опытов с участием шести-, семи- и восьмимесячных младенцев. С детьми играли в основном в традиционное «ку-ку», но иногда спрятавшийся взрослый появлялся в другом месте, или же вместо него появлялся другой человек. Видеозаписи этих игр потом показали независимым наблюдателям, которые оценивали, насколько весело было малышам.

Оказалось, что в ходе «обманных раундов», когда элемент сюрприза был повышен, дети улыбались и смеялись меньше. К тому же, разница в восприятии традиционного и обманного «ку-ку» становилась более выраженной с возрастом (восьмимесячным испытуемым «обманки» нравились меньше). Учёные заключили, что важный элемент этой игры - предсказуемость результата. Подрастая, ребёнок становится способен всё лучше предугадывать исход, и когда происходит нечто неожиданное, младенцу уже не так смешно.

Ещё один секрет популярности «ку-ку» в том, что, как ни странно, эта игра разнообразна. Малыш растёт, и воспитатель видоизменяет игру в соответствии с развитием - взрослый и ребёнок играют во все новые её разновидности. Для начала взрослый просто сообщает о своём приближении голосом, а потом входит в ближайшее поле зрения малыша, позднее карапузам нравится смотреть, как взрослый прячется и появляется вновь, а после года многие дети уже сами готовы играть в прятки.

Эта игра продолжает радовать ребёнка - в ней легко соблюдается баланс между получением знаний о мире, контролем и сюрпризом. А нам, взрослым, так нравится детский смех, что мы и сами рады поиграть. Ку-ку!

© Том Стаффорд читает лекции на факультете психологии Шеффилдского университета (Англия). Он соавтор бестселлера MindHacks и ведёт одноименный блог.

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна