Агентство Лангуст [переход на главную]

12/04/2017 Родители школьников достигли предела
Впервые опубликовано на портале «Коммерсантъ»

На портале «Коммерсантъ» была опубликована заметка о реформе образования в России.

Ниже материалы заметки приведены полностью.

Дальнейший рост качества образования требует его реформы

Россия улучшает результаты в международных исследованиях качества образования в основном за счёт сельских школ и работы с «менее успешными» учениками, в то время как результаты городских школьников, в которых инвестируют родители, расти перестали.

необходимо повышать профессионализм школьных учителей

Российские родители школьников достигли предела своих возможностей и больше не могут существенно повлиять на результаты детей в международных исследованиях, оценивающих уровень знаний по математике, чтению и естественным наукам. К таким выводам пришли участники круглого стола Всемирного банка на апрельской конференции НИУ ВШЭ 11 апреля 2017 года, посвящённого динамике результатов России в международных мониторингах.

Как показали последние волны двух крупнейших международных исследований качества образования - PISA и TIMSS в 2015 году, российские школьники существенно улучшили свои результаты по математике, чтению и естественным наукам. Так по итогам PISA, средние результаты России по читательской грамотности выросли на 20 баллов (с 475 до 495), по математической грамотности - на 12 баллов (с 482 до 494), наименьший рост произошёл в естественнонаучной области - на 8 баллов (с 479 до 487). В исследовании TIMSS ученики российских четвёртых классов оказались на седьмом месте среди почти 60 стран, обогнав Финляндию, а восьмиклассники заняли шестое место по математике и седьмое в естественных науках.

Результаты школьников связаны с уровнем образования их родителей и местом проживания, рассказал участникам заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Андрей Захаров. «По данным PISA в 2003-2015 годах, в школах растёт доля детей, матери которых получили высшее образование. У таких учащихся образовательные результаты в среднем выше. Но при этом их баллы не растут - так же, как не растут средние баллы детей в крупных городах. Рост результатов происходит у детей в небольших городах или сельской местности, а также у детей, матери которых не получили высшего образования», - сказал эксперт. По его мнению, школы не предлагают нового детям с высокими результатами и образовательными запросами, родители которых, имея диплом вуза и понимая ценность образования, больше вовлечены в их обучение. «Но со стороны семей сложно ожидать больше вложений, - считает господин Захаров. - В такой ситуации потенциал для дальнейшего роста в международных исследованиях ограничен. Школа смогла помочь детям в менее выигрышных условиях - школы хорошо подтягивают хвосты, но надо учиться работать и с успешными учениками».

Несмотря на положительную динамику, российские школьники по-прежнему отстают от сверстников в других странах в естественнонаучных областях. Значительный вклад в динамику результатов школьников вносят задания единого госэкзамена (ЕГЭ), считает научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин: «Но если в математике удалось добиться того, что задания в ЕГЭ стали более приближены к жизни, связаны с реальными ситуациями, то в естественных науках пока это сделать не получается».

ЕГЭ - главный фактор, который повлиял на рост результатов в группе «низких результатов», уверен начальник исследований и разработок Московского государственного областного университета Андрей Бакурадзе: «Теперь „троечку“ не нарисуешь - приходится заниматься со всеми». Он подчеркнул, что «мамы действительно на пределе», поэтому необходимо «повышать профессионализм учителей - это колоссальнейшая проблема, которая требует системной работы».

Ректор МГПУ Игорь Реморенко в своём выступлении констатировал - экономические механизмы, мотивирующие школы работать со всеми группами детей, исчерпаны: «Когда школам стали платить за конкретного ребёнка, они стали заниматься теми, кто раньше фактически её не посещал, стоял на учёте в милиции и так далее. Они стали их хоть как-то учить, и мы видим, что результаты у этой группы детей выросли». По его мнению, Россия могла бы пойти по пути стран, которые лидируют по результатам международных тестов, и реформировать систему образования так, чтобы в учебных планах были чётко записаны результаты, которых должны достичь школьники на каждом этапе обучения. При этом учитель должен оставаться автономным и самостоятельно выбирать путь достижения этих целей. К опыту западных стран также обратился руководитель образовательных проектов Всемирного банка в России Тигран Шмис: «Там убрали излишне бюрократизированную внешнюю экспертизу, у нас почему-то Рособрнадзор из реформы контрольно-надзорной деятельности выпал, хотя это существенно упростило бы жизнь школ».

«Успехи в школьном образовании - это в большей части именно заслуга родителей», - обратилась к участникам директор Российско-китайского педагогического института Маргарита Баржанова. По её мнению, сельские школы смогли улучшить свои результаты за счёт того, что число родителей с высшим образованием и уровень доходов семей выросли. «Но родители не являются профессионалами, сегодня мы достигли предела их возможностей: профессионализм мам закончился, поэтому сейчас требуются профессионализм государственной политики в области образования и реформа системы образования», - заключила она.

© Анна Макеева

Впервые опубликовано на портале «Коммерсантъ»

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2021, ссылка на сайт обязательна