12/11/2004 Запад не хочет преподавать в России
Впервые опубликовано на уже несуществующем сайте inauka.ru
На уже несуществующем сайте inauka.ru была опубликована заметка о MBA в России.
Ниже материал заметки приведён полностью.
Западные бизнес-школы, ведущие обучение по программам МВА, смотрят на российский рынок с опаской. Об этом говорят стратегии, которые они выбирают для привлечения учащихся из России.
Международный диплом Master of Business Administration давно уже не является в нашей стране экзотикой. МВА в России имеет как минимум восьмилетнюю историю. Но западные бизнес-школы, входящие в первую десятку, не торопятся открывать здесь свои представительства. «Они боятся девальвации своих брэндов», - отмечает Анна Рубальская, руководитель образовательного направления «Begin group» (независимой исследовательской компании, поддерживающей крупнейший российский интернет-ресурс, посвященный МВА). Признанные западные школы, входящие в список ТОП-10, раз в год высылают в Россию свой десант, устраивают индивидуальные презентации, набирают здесь людей, но ведут обучение у себя. Подавляющее большинство зарубежных бизнес-школ, представленных на российском рынке, по международной классификации входят, как правило, в ТОП-30. «Это известные на локальном рынке бизнес-школы, в целом они скорее не имеют общеевропейского значения», - отмечает Анна Рубальская. Все они выбирают сходную стратегию для работы на российском рынке - заключение договоров о партнерстве с крупными российскими вузами.
Последние, таким образом, начинают выдавать два диплома - отечественный и западный. Например, Школа менеджмента Университета Антверпена (UAMS) работает совместно с Институтом бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Европейский институт международного менеджмента (Франция) - в партнерстве с Высшей коммерческой школой Минэкономразвития, Швейцарская бизнес-школа - с Высшей школой корпоративного управления АНХ.
Особую нишу на российском рынке МВА занимает Стокгольмская школа экономики. Единственная из всех аналогичных учебных заведений, она просто открыла своё подразделение в Санкт-Петербурге и ведёт там обучение на английском языке. «Когда мы начинали свой бизнес в России, остальные школы уже шли по пути продажи двух дипломов, - отмечает вице-президент Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге Маргарита Адаева. - Но наш бизнес - это не продажа дипломов».
На международном рынке Стокгольмская школа выделяется тем, что участвует в выборе нобелевских лауреатов в области экономики. Её специфика главным образом основана на стремлении к инновациям в образовании. «МВА - это стандарт, и не надо притворяться, что это не так, - подчеркивает Маргарита Адаева. - Разница между программами может заключаться лишь в трактовках и способах подачи материала. Мы стараемся гибко подходить к теориям и моделям, и считаем, что не может быть ни одной теории, которая не могла бы быть подвержена критике».
Свой взгляд на экономику Стокгольмская школа пропагандирует через собственные издательские проекты. На сегодняшний день выпущена целая серия книг, написанных известными на Западе экономистами и менеджерами. «Наши авторы - это люди, которые пытаются найти ответ на вопросы: зачем я здесь, что я делаю в бизнесе, что это дает людям»., - отмечает вице-президент Стокгольмской школы. По её словам, люди в России «не очень хорошо понимают, что такое свобода и ответственность». «Мы стремимся дать своего рода путеводитель по современной экономике, показать, что уже произошло на Западе и что ждет нас впереди», - отмечает Маргарита Адаева.
Как выяснилось, стратегия самостоятельного выхода на российский рынок имеет как положительные, так и отрицательные стороны. «С одной стороны, наше положение позволяет работать со всеми российскими вузами, приглашать преподавателей, проводить исследовательские проекты, - говорит вице-президент Стокгольмской школы. - С другой - мы не попадаем под стандартные опросники аналитиков. В стране принято, что либо российский вуз продает два диплома, либо он делает собственную программу, но ссылается на зарубежного партнера. А сообщения о том, что мы даем „просто настоящее западное образование“, часто обескураживают».
© Варвара Агламишьян
Впервые опубликовано на уже несуществующем сайте inauka.ru