Агентство Лангуст [переход на главную]

13/12/2012 Почему не всем детям надо учиться в Лондоне?
Впервые опубликовано на сайте Republic

На сайте Republic была опубликована статья о будущем ваших детей.

Ниже материал статьи приведён полностью.

Практикующий психолог и бизнес-консультант Юлия Десятникова, автор образовательных проектов для русскоязычных общин в Англии, Израиле и Франции прочитала в клубе Cabinet Lounge лекцию «Ребёнок как бизнес-проект» купить книги по бизнесу.

Slon публикует её сокращённую версию.

Вам не кажется странным, что когда речь идёт о наших детях, мы часто полагаемся на случайность? Если мы принимаем решения в бизнесе, у нас будет и бизнес-план, и маркетинговые исследования; мы наверняка обратимся к квалифицированным специалистам, прежде чем решить, например, нужна инвестиция купить книги по инвестициям и оценочной деятельности или не нужна. Мы ответим на множество вопросов. В каком объёме? Может, это стоит сделать как-то иначе? Мы будем инвестировать сразу или постепенно?

Казалось бы, очевидно, что решения, которые мы принимаем по поводу наших детей, ничуть не менее значимы. Филиппинская няня, которую вы случайно наняли для младенца, на самом деле предопределяет миллион вещей, которые будут происходить с ним в возрасте 15-17 лет. Если вы, например, приняли решение чему-то не учить ребёнка, то отсекли целую ветвь его развития. Да, нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. Но мы должны понимать, что степень нашей значимости для наших детей - зашкаливающая. Любое ваше решение, слово, интонация имеет огромное значение.

Упс, ему вот уже 19 лет, а он почему-то не доктор наук, и вообще - вы нашли его вовсе не там, где вам хотелось бы его найти. И вы говорите себе: «Я же такой молодец, вроде всё делал правильно, где же я ошибся?» Все мы не застрахованы от ошибок, но важно с самого рождения ребёнка думать о том, к чему вы его ведёте. Случайных и незначимых решений в том, что касается ребёнка, не существует. Это нормально, что мы прибегаем к помощи других людей, но выбор этих людей суперзначим. Доверяя кому-то ребёнка, думайте, кто этот человек, о чём он с вашим ребёнком будет разговаривать?

Что для вас приоритетно?

Поскольку мы рассматриваем ребёнка как бизнес-проект, то для удобства прикинули какие-то критерии оценки:

В конечном итоге приоритетную роль играют социальная востребованность и успешность.

Рассмотрим несколько примеров успеха.

Известный математик Григорий Перельман доказал одну из самых сложных теорем, за что был удостоен наивысшей награды. От награды отказался. Живёт с мамой, у него нет и никогда не было своей семьи. На связь с внешним миром не выходит. Интеллектуально-творческий уровень Перельмана достиг максимума, а социологический, семейный - минимальный.

Создатель Facebook Марк Цукерберг. У него всё хорошо с креативностью и, видимо, с интеллектом тоже. Реализовался ли он профессионально? Вроде бы не занимается тем, чему его учили, но при этом создал некоторое мощнейшее явление и преуспел. Поэтому его можно оценить достаточно высоко по профессиональному признаку. С точки зрения психологической - достижения умеренны. В семейном плане, говорят, дела Цукерберга обстоят неплохо: утверждают, что он женился на девушке, которую любит.

Интеллектуальный потенциал Наоми Кэмпбелл вызывает у меня некоторые сомнение, хотя вроде она закончила какое-то среднего уровня заведение в Лондоне. У неё, видимо, достаточно неплохой уровень креативности, и профессионально у девушки всё в порядке, она крайне востребована. Но в семейном, социальном и психологическом плане у неё явно большие проблемы.

Очевидно, что одинаково гармонично развиться во всех направлениях крайне сложно. И родители делают какой-то выбор. Но нужно понимать, что есть некий минимум, которым вы должны обеспечить ребёнка: до какой-то степени все упомянутые уровни должны быть развиты.

Как вы выбираете ребёнку будущее?

Важно придумать как бы сказку купить книги для детей и детскую литературу, историю своего ребёнка. Эта история может развиваться совсем иначе, но для себя вы должны наметить некую дорожку из жёлтого кирпича, по которой вы поведёте своего ребёнка. По крайней мере, стоит попробовать и постараться.

В чём важно отдавать себе отчёт, что может влиять на ваши построения?

1. Ваши амбиции, попытка реализовать в ребёнке себя

Это абсолютно нормально, но эти желания нуждаются в осмыслении и коррекции. «Мне совершенно всё равно, кем он будет! Но я всю жизнь мечтала быть врачом. А мне кажется, что у него такие потрясающие способности к биологии». Постарайтесь отталкиваться не только от себя. Осознавайте также, что ваши амбиции нестабильны, под влиянием обстоятельств они могут меняться.

2. Ваши фантазии о способностях и склонностях ребёнка

Некоторые необыкновенно прекрасные мамы двухлетних детей говорят: «у него талант к пению» или «он гениально рисует». Когда ребёнку два года, мы не можем сказать, что у него необыкновенный талант к пению или рисованию - даже если у него он действительно есть. Это нормально и здорово - видеть в своём ребёнке бездну талантов. Но решительно действовать на основании подобных ощущений - уже не так нормально и здорово.

3. Традиции семьи и культуры

Часто мамы и папы говорят: «У нас в семье все врачи, поэтому наш ребёнок должен быть врачом». И если ребёнок вдруг не вписывается в уже нарисованную картину, неизбежно разочарование. Надо быть готовым к тому, что ваша картина может оказаться нереализуемой; это псевдоразочарование надо научиться переживать.

4. Мода, краткосрочные тренды

«Мой ребёнок должен пойти на экономический, это сейчас престижно». Вы можете принять любое решение, ваш ребёнок - ваш выбор. Но одно дело - когда вы руководствуетесь своими внутренними мотивами и своими объективными обстоятельствами, ваше решение естественно. Совсем другое - погоня за модными трендами, за тем, что принято.

Что ещё важно? Не путать две вещи: слушать ребёнка и слушаться ребёнка.

Вы наверняка наблюдали картину, когда ребёнку, например, три года, его родители - уважаемые люди с серьёзным положением, и вот они ходят за ним, как два гуся. Представьте, что происходит в сознании ребёнка: два самых великих для него человека в мире вместо того, чтобы командовать и управлять процессом, тем самым давая ему ощущение надёжности и тыла, почему-то трепетно заглядывают ему в глаза и спрашивают: «А как ты сам хочешь?» Так вы формируете у ребёнка невротические реакции. Почему он вдруг должен что-то решать? Вот вырастет - и будет решать.

Но, конечно же, нужно и слушать ребёнка, когда ему это важно. Есть теория, что детские отношения со значимыми взрослыми определяют все отношения, которые складываются у человека в течение всей жизни. Поэтому прислушивайтесь к ребёнку, старайтесь понять, что ему необходимо, - это даёт ему колоссальные бонусы в будущем.

Возвращаясь к аналогии, ребёнок и бизнес: понятно, что если вам в связи с вашим бизнесом придётся делать вещи, в которых вы не разбираетесь, вы будете обращаться к профессионалам. То же самое касается и детей. Если ребёнок заболел - нужно обратиться к врачу, если ему стоит что-то подучить - нужно найти соответствующего педагога. Очень хотелось бы, чтобы вы правильно и трезво оценивали свои компетенции: даже если вы идеальный родитель, вы всё равно не можете быть экспертом по любому вопросу. Поэтому прежде чем принимать важные решения, попытайтесь найти людей, чья экспертная оценка будет для вас релевантна.

С какими мифами о детском образовании приходится сражаться?

Откуда вообще берутся эти мифы? Все мы жертвы массовой советской и постсоветской системы образования. Мы травмированы образом нашей первой учительницы Марьиванны - пожилой занудной дамы с пучком, с которой совсем не хочется встречаться.

Миф №1. «Слишком рано»

Он совсем маленький, ему бы поиграть, побегать, а вы с ним про устройство планеты! Но если мы заранее не расскажем ребёнку, что получение знаний - тяжкая работа, он об этом никогда не догадается. Более того, когда он маленький, процессы познания у него происходят принципиально иначе.

Лет пять назад я запускала один из своих удачных проектов в Лондоне - прогимназию для детей от 2 до 3 лет. Как с ними заниматься, если они ещё не разговаривают ни на каком языке? Мы решили абстрагироваться от этого факта: ну, не отвечают - и бог с ними, делайте вид, что ответили. В сентябре все снова встретились после летних каникул, и дети уже заговорили. Удивительным было то, что они не просто помнили, что происходило на тех наших занятиях, но и были в состоянии абсолютно осмысленно об этом разговаривать. Поэтому мне хотелось бы удержать вас от «слишком рано» - мы не можем знать, что ребёнок понимает, а что нет. Ваши вложения в ребёнка в возрасте до 6 лет бесценны. Делайте всё, что можете, это вернётся сторицей.

Миф №2. «Учиться очень тяжело»

Он устал, он перегружен, он не может столько заниматься. Ему надо больше отдыхать. Но что значит - заниматься, и что значит - отдыхать?

Знаменитый американский врач Глен Доман, автор многих учебных методик для детей, писал: «Обучение - самая грандиозная, самая интересная и весёлая игра в жизни. Все дети рождаются на свет с твёрдой уверенностью в этом, и они будут продолжать так думать, пока мы не убедим их, что обучение - на самом деле очень тяжёлая и неприятная работа. Некоторые дети так и не усвоят этот горький урок, они будут идти по жизни, свято веря, что обучение - это действительно замечательная игра и более того - только в неё и стоит играть. Для таких людей мы придумали имя. Мы называем их гениями».

Где учить ребёнка?

Существует четыре основных варианта:

Boarding school

даже если вы идеальный родитель, вы всё равно не можете быть экспертом по любому вопросу

Отправлять детей в Boarding school нынче очень модно. Не буду скрывать, что я как психолог большой противник этого, так сказать, мероприятия. В основном дети отправляются в Boarding school в предподростковом или подростковом возрасте, и важно понимать, что на этих жизненных этапах у человека огромное количество задач, которые он в любом случае должен решить. Если родители отправили ребёнка в интернат, то они оставили ему одну задачу - выжить. Справляясь с этой задачей, ребёнок просто не имеет возможности справляться с остальными, так как у него просто нет на это сил, опций, свободных валентностей внутри себя.

Система Boarding school никогда не скрывает свои цели: это воспитание некой элитарной группировки. Такие школы нарушают межпоколенческие связи и налаживают на их месте сверхустойчивые связи внутри поколения, что само по себе, с моей точки зрения, является уродством. Бывают ситуации, когда семья не очень благополучная и отношения с ребёнком не так значимы, но имейте в виду, что на выходе вы получите чужого человека, представляющего неблизкую вам систему ценностей. И если вы на это идёте, настраивайте ребёнка заранее, рассказывайте ему, что его ждёт, чтобы для него это не оказалось серьёзной жизненной травмой.

Российская школа + российский вуз

Понятно, что с точки зрения интеллектуально-творческой это программа может реализоваться очень по-разному в зависимости от конкретных учебных заведений. Но тут есть огромный плюс: ребёнок не отрывается от семьи, соответственно, в семейном плане и отчасти в психологическом его позиция стабильна и надёжна. В социальном плане ребёнок будет менее успешен, потому что даже если он хорошо адаптирован в социуме, то опыта ему явно будет не хватать. Профессиональная реализация может быть очень неплохой. Существенный минус - имидж российского образования оставляет желать лучшего.

Переезд за рубеж с семьёй

Этот вариант достаточно комфортный, но всё же любая эмиграция - большой стресс. И переезжающий родитель неизбежно передаёт этот стресс своим детям, даже если старается огородить их от всех проблем. Рассмотрим вариант, когда ребёнок хорошо говорит на чужом языке. Вы приехали в другую страну со своими нормами, привычками, укладом жизни, и поменять их в одну минуту невозможно (да и нужно ли?). В итоге ваш ребёнок начинает вас стесняться, ему хочется вписаться в новое общество на равных, и, например, он просит вас не говорить с ним прилюдно по-русски, а то и вовсе избегает вашей компании. Это может быть тяжело и неприятно.

Школа в России + вуз за рубежом

В этом случае выигрыш больше проигрыша, и мне этот вариант кажется наиболее предпочтительным. Ребёнок уже подрос, приобрёл некую степень самостоятельности, вы успели подготовить его к этому решению, вы отправляется его в том возрасте, когда он нуждается в вас уже не так остро. Соответственно, психологически он защищён. С точки зрения профессиональной реализации и социального аспекта, общеизвестно, что связи, которые строятся в университете, самые плотные, потому что студенты более взрослые и более организованные люди. Если посмотреть на тех, кто открывает на Западе новый бизнес (берём успешные компании), в большинстве случаев это бывшие однокурсники.

Но каждый выбирает для себя сам. И хотелось бы не забыть про самое важное: критерий обычного человеческого счастья не должен исчезать из вашего поля зрения.

© Эвелина Гумилёва

Впервые опубликовано на сайте Republic

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна