14/01/2010 Вторжение и похитители тел
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU
На сайте INOPRESSA.RU была опубликована заметка об операции по дезинформации в годы Второй мировой войны.
Ниже материал заметки приведён полностью.
Детали одной из самых дерзких операций по дезинформации противника в годы Второй мировой впервые преданы огласке, сообщает The Times.
Ключевую роль в операции сыграл труп безвестного бродяги-валлийца, который после смерти «превратился» в блестящего британского офицера, повествует на страницах газеты писатель Бен Макинтайр, написавший об этой истории книгу «Операция «Мясной фарш» (Operation Mincemeat by Ben Macintyre, published by Bloomsbury).
План родился в 1942 году в голове 25-летнего лейтенанта ВВС Чарльза Чамли, откомандированного в распоряжение британской разведки MI-5. «Чамли был из числа самых отъявленных чудаков, которых когда-либо рождала природа, но на той странной и запутанной войне он показал себя чрезвычайно умелым воином. Его миссия состояла в том, чтобы воображать себе невообразимое и всеми правдами и неправдами воплощать это в реальности», - пишет Макинтайр.
Чамли предложил секретному «Комитету двадцати», который ведал двойными агентами, следующее: «В одной из лондонских больниц приобретается тело умершего (нормальная цена мирного времени - 10 фунтов). Его переодевают в военную форму, соответствующую рангу, - армейскую, морскую или ВВС, легкие заполняют водой, во внутренний карман кладут документы. Затем самолет береговой охраны сбрасывает тело там, где течение наверняка вынесет его на берег на территории противника».
Таким образом, британской разведке впервые на её опыте предстояло сотворить себе агента из ничего, воспользоваться услугами человека, которого никогда не существовало, уверяет автор. Идеальным местом для заброски трупа сочли Испанию, в расчете на то, что пронацистские власти страны передадут фальсифицированные документы немцам.
Практическое осуществление плана поручили Чамли и лейтенанту-коммандеру Ивэну Монтегю, который возглавлял сверхсекретный «Отдел 17M» разведки британского ВМФ. «Монтегю был блестящим юристом, и его организационные способности и внимание к деталям идеально дополняли богатое воображение Чамли», повествует автор.
В январе 1943 года Черчилль и Рузвельт сошлись во мнении, что следует нанести удар по Сицилии - «мягкому подбрюшью Оси», как выразился британский премьер. Но как внушить врагу, что союзники якобы не собираются высаживаться в этом самом очевидном месте? Для этого была разработана операция «Барклай» - изощренная кампания дезинформации, призванная убедить Германию и Италию, что планируется высадка в Греции и Сардинии вместо Сицилии.
Труп для операции раздобыл знакомый Монтегю - Бентли Пурчейз, патологоанатом больницы Сент-Панкрас, жизнелюбивый остряк. Назначив Монтегю встречу, Пурчейз в письме объяснил ему, как найти больницу и морг, а в постскриптуме пошутил: «Есть и другой способ попасть сюда - достаточно попасть под машину».
28 января 1943 года в Сент-Панкрасе скончался 34-летний бродяга Глиндуир Майкл, уроженец Уэльса, не имевший родных и близких. Он умер от крысиного яда - то ли покончил с собой, то ли случайно съел отравленную приманку на складе, повествует автор. Вскрытие показало, что присутствие яда в организме Майкла было почти незаметно.
Теперь Чамли и Монтегю должны были дать мертвецу новое имя, биографию и индивидуальность. Ожидалось, что немцы постараются проверить каждую мелочь. «Помимо официальных документов, призванных дезинформировать противника, покойник должен был иметь при себе рукописные личные письма», - поясняет Макинтайр.
Монтегю и Чамли часами обсуждали образ своего воображаемого агента, его привычки, таланты и слабости. «Они дали ему всё, чего не имел при жизни бедняга Глиндуир Майкл, в том числе заботливую семью, деньги, друзей и любовь», - пишет автор.
Майкл превратился в капитана (и.о. майора) Королевской морской пехоты по имени Уильям Мартин. Чамли на три месяца облачился в форму, предназначенную для Мартина, чтобы она не выглядела подозрительно новой.
По мысли своих творцов, капитан Мартин был умён, но рассеян, склонен к легкому позерству и расточительности. По просьбе Монтегю генеральный управляющий Lloyd's Bank написал Мартину сердитое письмо о превышении кредита. Это послание дополнили письмом от строгого отца, который был вынужден погасить долги сына, и счётом от портного за пошив несколько рубашек. Чамли подобрал всякие мелочи, которые могли оказаться в карманах типичного офицера - от продуктовых карточек до медальона со Святым Христофором и двухпенсового автобусного билета.
Биллу Мартину также выдумали невесту - восторженную и глупенькую Пэм, продолжает автор. Её как бы составили из двух сотрудниц MI-5: молодая хорошенькая секретарша MI-5 пожертвовала фотографию в купальнике , а начальница секретариата, старая дева, сочинила прочувствованные любовные письма.
Чамли и Монтегю сочли, что образ Уильяма Мартина получился убедительным. Сбросить мертвеца в нужной точке решили с подводной лодки. Оставалось лишь получить окончательное одобрение «наверху». 15 апреля 1943 года Черчилль прямо в спальне принял полковника Джонни Бивэна, который курировал все меры по дезинформации, и тот, присев на кровать, разъяснил ему детали операции «Мясной Фарш». Когда Бивэн предостерег, что план может сорваться, Черчилль заметил со своей характерной невозмутимостью: «В таком случае нам придется вернуть покойника и отправить его в новый заплыв». На этом интересном месте Макинтайр заканчивает отрывок, опубликованный в газете. Продолжение истории читателям придется узнавать из книги.
© Бен Макинтайр
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU