Агентство Лангуст [переход на главную]

15/07/2014 Как крестоносцы взяли Иерусалим?
Впервые опубликовано на сайте Издательского дома «Аргументы и Факты»

На сайте Издательского дома «Аргументы и Факты» была опубликована заметка о взятии Иерусалима крестоносцами.

Ниже материал заметки приведён полностью.

15 июля 1099 года произошло одно из важнейших исторических событий, описанное ещё в «Повести временных лет» - христиане-крестоносцы взяли Иерусалим и освободили его от мусульман.

Резня во время штурма Иерусалима в 1099 году и кровавая река, вытекающая из городских ворот. Миниатюра, XIII век.

В 1095 году папа Урбан II призвал крестоносцев освободить Гроб Господень от мусульманского владычества, заявив, что храбрые воины после победы получат отпущение всех грехов и освобождение от долгов. Конечно, тут же появились страждущие «освобождения» должники, которые ринулись в сторону Иерусалима, желая списать долги, но были очень быстро повержены.

Только через два года, в 1097 году, было собрано объединённое войско из нормандских, французских и германских рыцарей, которое и двинулось на Иерусалим. Чтобы дойти до назначенной цели, им потребовалось более двух лет. Но не только по причине долгой дороги, но и потому, что рыцари не пропускали на своём пути ни один город. Одной из самых сложных для крестоносцев была осада Антиохии. Город был взят, но внезапно началась эпидемия тифа, которая буквально «выкосила» армию крестоносцев. От болезни погиб знаменитый епископ Адемар Монтейльский. Крестоносцам пришлось выждать ещё полгода, прежде чем они смогли восстановить силы и продолжить свой поход.

Но войско рыцарей сократила не только эпидемия. Один из предводителей - Боэмунд Тарентский - после победы задумал провозгласить себя князем Антиохии, сесть на трон и не ходить дальше до Иерусалима. Два брата французского короля тоже удовлетворились захватом Антиохии и благополучно отчалили домой.

В конце 1098 года из Антиохии на Иерусалим вышел граф Раймунд Тулузский и рыцари Прованса. По дороге граф задумал захватить ещё один город - Маарру (крестоносцы называли этот город Марре), но встретил ожесточённое сопротивление. Армия Прованса вполне могла бы потерпеть поражение под градом из камней и огненных стрел, которые сыпались на неё из осаждённого города, но тут на помощь со своими войсками подошёл Боэмунд Тарентский. Он так бы и сидел в своей Антиохии, если бы не узнал, что Маарру осаждает не кто иной, как его личный враг и соперник Раймунд Тулузский. Боэмунда обуяла зависть, он не желал, чтобы Раймунда провозгласили освободителем Маарры. Помогая сопернику, Боэмунд смог записать и себе в заслуги взятие ещё одного города. Маарра под натиском двух армий пала. Рыцари разграбили город и пустились в разгул. Только спустя месяц, когда стали раздаваться недовольные возгласы о том, что все уже и думать забыли про Иерусалим, военачальники приказали собраться и двигаться вперёд к заветной цели. Правда, у города Триполи Раймонд Тулузский снова задержался, пытаясь взять и его. Но Триполи не сдавался, не сдавался в течение полугода и Раймонд. Командующий крестоносцев отступился только тогда, когда его подчинённые всё-таки решились напомнить ему, что шли-то они вовсе не в Триполи, а в Иерусалим.

Проходя мимо Тира, Акры, Кесарии, начальство крестоносцев держалось изо всех сил, но потом его снова потянуло «налево». Командующие несколько дней думали, куда им податься, захватить ли Дамаск или напасть на Каир. В конце концов, было принято Соломоново решение идти дальше на Иерусалим.

крестоносцы у найденной священной реликвии — креста, на котором распяли Иисуса

Крестоносцы дошли до Иерусалима только 7 июня 1099 года. Историки пишут, что в момент, когда перед крестоносцами предстали заветные стены, рыцари упали на колени и начали молиться.

В этот миг с другой стороны за пришедшими наблюдали стражи халифа. Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула не хотел сражений, поэтому предложил рыцарям, сложив оружие, пройти к святым местам, помолиться там и уйти домой. Ни одного желающего среди крестоносцев не нашлось. Начался месяц осады и страшных смертей, как с одной, так и с другой стороны. Мусульмане, желая прогнать рыцарей, отравили ближайшие колодцы и водоёмы, они перекрывали дороги для доставки продовольствия крестоносцам. Первая битва произошла 13 июня, когда рыцари начали штурм Иерусалима. Но они потерпели поражение. В дальнейшем судьба не предвещала христианам ничего хорошего. Несколько кораблей, доставлявших продовольствие для армии крестоносцев, были захвачены мусульманами, а из Египта на них уже шла фатимидская армия.

Был ли это хитроумный план военачальников или же действительно кому-то пришло видение, но уже отчаявшимся, оголодавшим крестоносцам было объявлено, что к ним явился скончавшийся от тифа епископ Адемар Монтейльский и потребовал совершить крёстный ход вдоль Иерусалима. И тогда удача снова будет на их стороне.

8 июля крестоносцы босиком с молитвами прошли вдоль стен Иерусалима. Конечно, с другой стороны подобное явление не осталось незамеченным. Многие мусульмане забрались на стены и начали высмеивать шествующих. Конечно, после подобных выходок войско христиан морально было готово стоять насмерть и сложить голову за свою веру. В считанные дни были построены осадные башни, метательные машины и начат штурм. 14 июля на Иерусалим полетели стрелы и камни. В ответ на захватчиков с большой высоты выливали кипящую воду и кидали горящие тряпки и доски. Уже через сутки, 15 июля, Иерусалим пал. То, что случилось потом, до сих пор вызывает исторические споры. Кто-то называет крестоносцев спасителями, а кто-то - жестокими варварами.

Факты таковы, что после падения Иерусалима внутри города началась резня. Убивали не только воинов, но и простых жителей, уже 16 июля город застилали трупы. Кто-то говорит, что другого выхода у крестоносцев просто не было - мусульмане, вне зависимости от того, были ли это военные или мирные граждане, продолжили бы мстить захватчикам.

Вскоре был выбран правитель Иерусалима. Раймунд Тулузский отказался от трона, посему корону отдали Готфриду Бульонскому. Но он, в свою очередь, не захотел называться королём Иерусалима и избрал для себя звание Защитника Гроба Господня. Постепенно христианские святыни были восстановлены в городе, разрушения устранены, а в августе христиане обнаружили Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. Иерусалим снова стал христианским.

© Валентина Оберемко

Впервые опубликовано на сайте Издательского дома «Аргументы и Факты»

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна