16/04/2012 Четыре овцы и $1100 за киргизскую невесту
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о выкупе за невесту.
Ниже материал заметки приведён полностью.
Власти одного из сельских районов Киргизии решили, что выкуп за невесту не должен быть больше 50 тысяч сомов (около 1100 долларов США), четырёх овец и двух тюков хлопка.
Постановление администрации Ноокатского района Киргизии так и называется - «О сокращении свадебных расходов и размера калыма» . Оно ограничивает протяжённость свадебного кортежа четырьмя автомобилями , а также запрещает использовать в кортеже «дорогие машины».
Дискуссия вокруг калыма в пору кризиса, когда одни призывают умерить траты в трудные для страны времена, а другие выступают за сохранение традиций предков, продолжается в обществе уже не первый год.
По различным данным, ежегодно жители Киргизии тратят около 2 млрд. долларов «на семейные обряды». Критики пышных торжеств часто приводят этот факт в паре с другой цифрой: внешнего долга страны, который равен примерно 3 млрд. долларов.
Год назад власти Узгенского района Ошской области приняли решение штрафовать «за чрезмерно пышные свадьбы и похороны». Вскоре парламент Киргизии в очередной раз обсуждал законопроект, суть которого также заключалась в сокращении трат на семейные торжества - свадьбы, похороны и тризны.
Кредит на мясное блюдо
Экономика Киргизии после двух смен власти - «тюльпановой революции» 2005 года и «апрельской революции» 2010-го - переживает не лучшие времена. Однако жизнь продолжается, и люди совершают традиционные обряды - и при этом, как правило, режут скот и приглашают многочисленных родственников.
Редкая свадьба обходится без выкупа за невесту, «средний» размер которого сейчас негласно установился на уровне в 1000 долларов, хотя бывают случаи выплаты крупных сумм. Такие свадебные истории потом становятся предметом городского фольклора.
На свадьбу обычно режут лошадь или корову, а также несколько овец. Всё зависит от количества приглашённых родных и близких: их число нередко доходит до нескольких сотен, а мяса должно хватить на всех.
Ради того, чтобы «всё прошло, как у людей», некоторые семьи берут кредиты в банках и закладывают имущество.
А стоило ли тратиться?
Но нелёгкие экономические обстоятельства вносят перемены и в местные традиции.
В Кыргызстане стало гораздо больше пар, чьи родители договариваются обойтись без калыма - некогда обязательного условия проведения свадьбы. Сегодня, особенно в городах, стороны иногда отказываются от выкупа.
Молодой человек по имени Талгат признаётся, что он не платил калым. Вместо этого на эти деньги решено было сыграть свадьбу, и родители невесты согласились на это.
«На свадьбу я взял кредит в банке, ещё половину суммы дал мой старший брат. Мы достойно сыграли свадьбу. Хорошо встретили и проводили всю родню: и мою, и невесты. Правда, спустя время вот думаю - а надо ли было так тратиться?» - задаётся вопросом Талгат.
Никто не виноват, но что делать?
Сократить расходы жителей страны на семейные торжества в парламенте Киргизии пытаются уже давно. У этой идеи немало как сторонников, так и противников.
Прежде высший законодательный орган принимал постановления о запрете на пышные торжества. В 2010 году депутаты обсуждали соответствующий законопроект, авторы которого заявляли, что он поможет «сэкономить гражданам большие деньги», а также снизит уровень бедности в стране.
Но после бурных дискуссий закон так и не был принят.
Поддержавший тогда законопроект депутат от партии «Ата-мекен» (Родина), которая входит в правящую коалицию, Равшан Жээнбеков и ныне выступает против чрезмерных, по его мнению, семейных обрядов.
«Я против калыма, против того, что бы мы „продавали“ своих детей. Ещё 20 лет назад, когда я женился, я выдвинул условие своим родителям и родителям невесты - калыма не будет. И мы просто сыграли свадьбу», - говорит Равшан Жээнбеков.
«К сожалению, у нас всегда были лжереформы. Мы требовали от граждан одно, но сами высокопоставленные чиновники делали другое. Запрещая чрезмерные траты для населения, чиновники сами играют пышные дорогостоящие свадьбы для своих детей», - продолжает депутат.
Кандидат исторических наук Табылды Акеров - в числе тех, кто сомневается как в вероятности принятия нового закона, так и вообще в возможности регулировать такую сферу общественной жизни, как национальные обряды и семейные торжества.
«Невозможно это отрегулировать одним законом или приказом - это у нас в крови. Люди продолжат жить по обычаям: резать скот и зазывать гостей на свадьбы, поминки и любые другие торжества. А всё потому, что с древности в кочевом обществе было так заведено», - убеждён историк Табылды Акеров.
© Айзатбек Бешов
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба