Агентство Лангуст [переход на главную] Langust

22/04/2016 Один день для двух гениев
Впервые опубликовано на сайте газеты Новые Известия

На сайте газеты Новые Известия была опубликована статья о празднике книги и авторского права.

Ниже материалы статьи приведены полностью.

23 апреля - целая веха в истории мировой культуры.

Много лет считалось, что в этот день скончались два литературных гиганта: английский поэт и драматург Уильям Шекспир, известный также как Великий бард купить произведения и экранизации Уильяма Шекспира, и испанский поэт, драматург и прозаик Мигель Сервантес купить произведения и экранизации Мигеля де Сервантеса Сааведра, считающийся отцом современного романа.

400-я годовщина со дня смерти Уильяма Шекспира и Мигеля Сервантеса

Неудивительно, что ЮНЕСКО решила в 1995 году сделать этот день памятным и назвала его Всемирным днём книги и авторского права. Почему не днём Шекспира и Сервантеса? Потому что они, строго говоря, всё же скончались не в этот день. Мигель Сервантес умер, похоже, 22 апреля, а 23-го был похоронен. Путаница возникла из-за того, что в Испании в те времена в документы записывали не дату смерти, а дату похорон.

С Уильямом Шекспиром возникла ещё более крупная накладка. Он скончался 3 мая 1616 года, на 11 дней позже Сервантеса. В недоразумении виноваты разные календари, которыми пользовались в XVII веке в Англии и Испании. На Туманном Альбионе летоисчисление велось по старому юлианскому календарю, а на Пиренеях ещё в 1582 году перешли на григорианский. К слову, переход Англии на григорианский календарь в 1752 году сопровождался народными волнениями и требованиями людей вернуть украденные 11 дней.

Были предложения сделать памятным днём и 22 ноября. В этот день в 1963 году скончались два известных британских писателя: Клайв Льюис купить книги и экранизации Клайва Стейплза Льюиса и Олдос Хаксли купить произведения Олдоса Леонарда Хаксли. В тот же день, кстати, был убит и президент США Джон Кеннеди.

Наверное, 22 ноября не стали делать памятным литературным днём, потому что, несмотря на всю известность, Льюису и Хаксли всё же далеко до Шекспира и Сервантеса. Вскоре после смерти Великого барда был издан сборник его главных работ. В поэме-предисловии поэт Бен Джонсон написал, что о Шекспире будут помнить во все времена. То же самое с полным основанием можно сказать и о Сервантесе, хотя он обрёл известность лишь незадолго до смерти.

Основное величие Уильяма Шекспира и Мигеля Сервантеса заключается в том, что они разорвали границы времени и барьеры, отделяющие повседневную жизнь от фантазии, и стали «отцами» современной литературы.

Историки и сейчас не могут утверждать, что Шекспир и Сервантес знали о существовании друг друга. Но это не помешало им иметь много общего. Кроме гениальности оба были людьми с большими тайнами, над разгадками которых учёные бьются до сих пор. В жизнях обоих гениев есть немало белых пятен, которые невозможно прояснить ввиду недостаточности документальных свидетельств. Оба оставили после себя на удивление мало автобиографического материала: писем, дневников, черновиков. Главным наследием Шекспира и Сервантеса являются их гениальные творения. Порой создаётся впечатление, что они создавались на пустом месте, с нуля.

Неудивительно, что обоих гениев вот уже четыре столетия преследуют конспирологические теории. О том, как «резвятся» конспирологи, можно судить хотя бы по тому факту, что Фрэнсису Бекону отдельные «учёные» во главе с Френсисом Карром из общественной организации «Информационный центр авторства Шекспира» приписывают авторство не только над работами Великого барда, но и над… «Дон Кихотом» Сервантеса. Другая, не менее сумасбродная теория гласит, что за Уильяма Шекспира шедевры писал другой автор… с тем же именем!

Мигелю Сервантесу с обвинениями в плагиате тоже пришлось столкнуться ещё при жизни. Некий Алонсо Фернандес де Авельянеда, к примеру, написал в 1614 году продолжение «Дон Кихота». Разгневанный Сервантес издал свою вторую часть «Дон Кихота» годом позже.

Доподлинно известно, что Уильям Шекспир и Мигель Сервантес не встречались. Несмотря на это, в их творчестве много схожих черт. Например, оба разделяли мнение, что в литературе нет узкой специализации: комедия или трагедия, политика или история. Литература многогранна, а литературные произведения объединяют все перечисленные выше жанры и многие другие.

Другая общая черта: и Шекспир, и Сервантес широко пользовались мифами и народными легендами, но в отличие от современных писателей не учили читателей жить, а просто изображали действительность, т.е. были повествователями.

Конечно, ещё больше в творчестве отцов современной литературы было строго индивидуального, присущего каждому из них. Сервантеса с полным основанием можно считать человеком действия: военная служба и участие в многочисленных сражениях, результатом чего стали серьёзная рана, фактически лишившая его левой руки, плен и пятилетнее рабство в Алжире. Жизнь Шекспира, вне всяких сомнений, была значительно спокойнее.

Казалось бы, бурная жизнь должна была заставить Сервантеса много писать о войне. Однако в реальности всё было наоборот. Тема войны намного чаще встречается в произведениях «тихони» Шекспира. Испанец, конечно, тоже писал о войне, но намного меньше англичанина. Он использовал личный опыт в работе, но основное «сражение» его главного героя - с ветряными мельницами - носит больше сюрреалистический, чем реальный характер.

Хватает тайн и загадок в творчестве двух литературных гениев и помимо авторства.

Например, аккурат к юбилею археологи во главе с Кевином Коллсом проверили при помощи очень чувствительного радара могилу Великого барда в церкви Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне и предположили, что в ней может отсутствовать его… череп. Надпись на могильной плите «Блажен, кто пощадит эти камни, и будет проклят тот, кто их потревожит», считают они, не отпугнула воров, потревоживших могилу, возможно, в 1794 году за вознаграждение в 300 фунтов стерлингов - к слову, очень немалые по тем временам деньги. О краже черепа Великого барда рассказывается в документальном фильме «Тайная история: могила Шекспира». Сканирование могилы показывает, что та её часть, где должен находиться череп, потревожена.

В 1879 году в журнале Argosy была напечатана статья об осквернителях могил, которые украли в 1794 году череп Уильяма Шекспира. Более ста лет эта история считалась вымыслом, но сейчас учёные сходятся во мнении, что в ней могла быть и правда.

Провести раскопки и поставить все точки над «i» мешают церковные власти. Они с крайней неохотой разрешают тревожить могилы в храмах, и церковь Святой Троицы в Стратфорде - не исключение.

Ещё запутаннее история с погребением Мигеля Сервантеса. Если в отношении места нахождения могилы Шекспира сомнений нет, то с местом последнего упокоения великого испанского писателя определились лишь в прошлом году. Сервантес похоронен в мадридском монастыре Тринитариас, монахи которого помогли выкупить его из алжирского плена.

Кости одного из отцов современной литературы лежат в ящике, стоящем в нише монастырского склепа. На крышке выгравированы инициалы «МС». С опознанием останков проблем не возникло благодаря ране на груди и высохшей руке. Обе раны Сервантес получил в морском сражении при Лепанто в 1571 году. Ещё одним доказательством принадлежности останков Мигелю Сервантесу стали… зубы. Незадолго перед смертью он написал, что у него осталось шесть зубов. Столько же их и в найденном черепе.

© Сергей Лавинов

Впервые опубликовано на сайте газеты Новые Известия

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2020, ссылка на сайт обязательна