25/11/2011 Почему миллионы мигрантов в России уходят в тень?
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о нелегальных мигрантах в России.
Ниже материал статьи приведён полностью.
Коррумпированность и непрозрачность миграционной системы в России способствуют росту числа нелегальных мигрантов, считают эксперты. Отчасти проблему помогают решить патенты на работу, введенные в этом году, но и тут благое начинание тонет в бюрократическом болоте.
Непрозрачность миграционной ситуации в России начинается уже со статистики: узнать, сколько гастарбайтеров всего работает на территории страны, практически невозможно.
Согласно подсчетам Федеральной миграционной службы (ФМС), в стране трудятся «четыре-шесть миллионов гастарбайтеров», при этом число нелегально работающих, по словам представителей ФМС, «не должно превышать четырех миллионов». Однако некоторые эксперты убеждены, что в реальности нелегалов гораздо больше: от пяти до 15 млн. человек.
Так, в сентябре 2010 года начальник управления погранслужбы ФСБ генерал-майор Валентин Летуновский сообщил, что в России более 10 млн. нелегальных мигрантов, что влечет за собой ущерб для экономики в 450 млрд. рублей.
Оценки независимых экспертов не менее пессимистичны: по мнению Гавхар Джураевой из информационно-правового центра «Миграция и закон», в нелегальном поле работают порядка 80% мигрантов. Причины банальны: высокий уровень коррупции и засилье бюрократии.
Технология обмана
Если хочешь получить обещанные деньги, то лучше работать не в Москве, говорят бывалые мигранты.
«Я лично живу когда в Подольске, когда в Сергиевом Посаде. Если через посредника устраиваться на работу, то кидают часто, - жалуется строитель Шерхан из Таджикистана, приезжающий в Россию весной и уезжающий обычно в ноябре. - В месяц получаем около 15 тысяч. Где работаем, там и живём».
Шерхан - относительно благополучный мигрант: с этого года он работает в России по патенту. Это значит, что каждый месяц он платит в банке 1000 рублей, что даёт ему право работать по найму у частного лица. У этой схемы есть свои неудобства: если гастарбайтера уволят, то ему за 15 дней нужно найти нового хозяина, а если сделать этого не удастся, придётся покинуть страну или пополнить армию «серых» мигрантов.
Однако эти трудности - ничто по сравнению с проблемами, которые возникают у мигрантов, работающих на юридических лиц, говорит президент некоммерческого партнёрства «Этмос» Карим Ёров.
«Фирмам вообще выгодно нанимать мигрантов неофициально: не надо платить налоги, выгнать можно в любое время без зарплаты. Предположим, что на стройке работает 1000 человек. Средняя зарплата - около 500 долларов. При этом на руки им дают, как подачки, каждый месяц 100 долларов, а остальные деньги под разными предлогами задерживают. Получается, что только за месяц работодатели экономят на мигрантах 400 тыс. долларов», - рассказывает эксперт.
«Дальше зачастую происходит следующее: хозяева стройки платят сотрудникам ФМС 50-100 тыс. долларов: те приходят с облавой, забирают нелегалов и отправляют на родину. А зарплата мигрантов остаётся в карманах их начальников», - говорит Ёров, добавляя, что это далеко не единственный пример того, как зарабатывают на гастарбайтерах в России.
Коррупционные барьеры
Зарабатывать на гастарбайтерах начинают с момента их въезда на территорию страны. Вначале надо получить трёхмесячную регистрацию по месту жительства, поясняет юрист из Ростова-на-Дону Андрей, который уже не один год консультирует приезжих по миграционному законодательству.
«В Ростове-на-Дону сделать регистрацию на три месяца стоит две-три тысячи рублей, - говорит Андрей. - Но, даже договорившись с принимающей стороной, вы оказываетесь в подвешенном состоянии, потому что если вы попадётесь недобросовестным людям, то они, получив с вас деньги, могут уже через неделю вас выписать. Вы приходите получать разрешение на работу или патент, в миграционной службе смотрят ваш статус, а вы уже выписаны».
Если первый барьер мигрант преодолел, то на очереди второе препятствие: получение разрешения на работу (при работе на юридическое лицо), либо патента (при работе по найму у частных лиц).
Разрешение на работу официально стоит 2000 рублей, но за эти деньги его не купить, поскольку в стране процветает чёрный рынок миграционных квот.
«В реальности мигранты получают разрешения на работу не по номинальной цене, а по завышенной - через всевозможные компании, - рассказывает Богшох Лашкарбеков из региональной общественной организации „Нур“. - По моим сведениям, стоимость этих разрешений доходит до 18 тысяч».
Другие эксперты, опрошенные Би-би-си, называют такую же сумму. Дефицит разрешений легко объясняется тем, что в 2011 году на всю страну ФМС выделило 1 745 584 разрешений на работу (на 2012 год - столько же).
При девяти-десяти миллионах мигрантов, приезжающих в страну каждый год, этих разрешений катастрофически не хватает, говорит Карим Ёров: «Тут много заинтересованных лиц, которые получают квоты, а потом их перепродают. Российский закон изначально так сделан, чтобы мигранты его нарушали».
Дальнейшие мытарства
Но и это ещё не всё: разрешение на работу выдаётся сроком на год, а регистрация - на три месяца. Если у гастарбайтера есть разрешение на работу, то формально ему должны продлить регистрацию на девять месяцев.
Однако, по словам Карима Ёрова, это происходит не всегда: «И тогда мигранту надо опять искать какую-нибудь фирму-посредника, которая решила бы за него этот вопрос: а это составляет обычно от трёх до десяти и даже 15 тыс., в зависимости от совести тех людей, которые этим занимаются».
С патентом дела обстоят значительно проще, признаёт юрист из Ростова-на-Дону Андрей. Другое дело, что здесь необходимо запастись терпением, ведь в очереди за получением патента вы можете оказаться четырёхсотым или шестисотым.
«Вам надо прийти в четыре утра, и то не факт, что в итоге вы получите патент именно в этот день. Это даже смешно, потому что неужели нельзя прикомандировать дополнительных людей, например, весной, когда мигранты начинают массово приезжать. В любое время года на всю область сидит два-три человека!» - возмущается Андрей.
Он резюмирует: «Везде всё запутано так, чтобы было как можно менее понятно и чтобы кто-то мог на этом наживаться. Тяжело выделить один какой-нибудь случай нарушения прав мигрантов. Это просто от начала до конца - сплошной несчастный случай».
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба