Агентство Лангуст [переход на главную]

25/12/2012 Merry Christmas!

Merry Christmas!

Счастливого Рождества!

На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о Рождестве.

Ниже материал статьи приведён полностью.

Что это было? Вифлеемская звезда глазами астрономов

Попытка подвергнуть научному анализу такой издревле известный христианский символ, как Вифлеемская звезда, может показаться кому-то несколько неучтивой. Однако тихий диспут среди астрономов по поводу того, что же это могло быть, продолжается много десятилетий.

Могла ли звезда, побудившая трёх «мудрецов с Востока» отправиться на поиски новорождённого Царя, быть реальным астрономическим явлением?

Подобные дебаты требуют одного серьёзного допущения - что история о звезде и путешествии волхвов подлинная.

Профессор Дэвид Хьюз, астроном из Университета Шеффилда, впервые опубликовал обзор теорий, объясняющих возникновение «звезды волхвов», ещё в 1970-е годы.

Последующие десятилетия он провёл, изучая астрономические объяснения этого явления, а также связанных с ним библейских рассказов, так что теперь Хьюз является признанным экспертом в этой области.

Но есть здесь и кое-какие интригующие исторические параллели.

«Три царя», пришедшие поклониться младенцу Иисусу, сами были учёными своего времени, знатоками оккультных наук, известными как «волхвы» или маги - почитавшиеся в Вавилоне астрономы и астрологи. Они изучали звёзды и планеты, истолковывая значение тех или иных космических событий.

Слияние планет

Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому Вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень чёткий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.

по мнению учёных, Вифлеемской звездой могло быть редкое соединение планет

Всё это привело астронома к заключению, что Вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой, и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие.

«Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране [вероятно, в Вавилоне], - говорит профессор Хьюз. - Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царём Иродом».

Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.

Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет - когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землёй. Причём это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени.

«Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн», - объясняет Хьюз.

По мнению ряда исследователей, серия из трёх таких «парадов планет», произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.

Тим О'Брайан, помощник директора обсерватории «Джодрелл Бэнк» в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. «Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе», - говорит он.

«После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы „обгонять“ их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе», - объясняет О'Брайан.

По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет.

Ещё большей значительности этому явлению придавал тот факт, что слияние планет, вероятно, имело место в созвездии Рыб - то есть в одном из знаков Зодиака.

«Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз за примерно 900 лет, - подчёркивает О'Брайан. - Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному».

Хвостатая звезда

Вторым возможным объяснением Вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.

нередко кометы словно зависают или останавливаются над горизонтом

Несмотря на то, что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они - «большие грязные комки снега», летящие через космическое пространство.

«Когда они приближаются к Солнцу, лёд начинает таять - солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает „хвост“ из кометного материала», - рассказывает О'Брайан.

По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, - один из факторов, который делает версию кометы столь популярной.

«Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы „останавливаются“ над Землёй из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела», - говорит Хьюз.

Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в 5 году до н.э., которая была описана китайскими астрономами.

Менее вероятный, но более знаменитый кандидат - комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н.э.

Те, кто склоняются в пользу версии «пятого года», указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх.

«Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках», - говорит Хьюз.

«Загвоздка в том, что явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями - чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, - рассуждает профессор астрономии. - Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием».

Ещё одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.

«Хороший кандидат»

Существуют записи - опять-таки, сделанные звездочётами на Дальнем Востоке - о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба в 4 году до н.э.

ряд астрономов полагает, что дорогу волхвам могла указать новая звезда

Хьюз говорит: «Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом».

По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является «хорошим кандидатом» на звание Вифлеемской звезды.

«Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, - объясняет он. - Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире». По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих своё путешествие.

В то время как другие «знамения» нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, - говорит он, - прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев.

«К этому времени созвездие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит чётко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли „следовать“ за этой звездой, направляясь в Вифлеем».

За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения.

Одной из таких, особенно натянутых, по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.

Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший её открытие в 1781 году.

«Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал Вифлеемской звездой и что потом они попытались „замять“ своё открытие», - говорит Хьюз.

Кто такие «волхвы с Востока»

три мудреца, как полагают, были магами - персидскими мудрецами-звездочётами

Поклонение волхвов: библейский рассказ

Евангелие от Матфея, гл. 2: поклонение волхвов

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. […]

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.

© Евангелие от Матфея, гл. 2

Los Reyes Magos

считается, что это три мага-чародея (Los Reyes Magos), чья задача - приносить подарки всем детям в день Богоявления (6 января)

Социологи: Рождество для россиян - второй Новый год

Скандалы под Рождество из-за религиозных символов, установленных в публичных местах, о которых в последнее время всё чаще пишет европейская пресса, в России невозможны, считают социологи. В общественном сознании - и у православных, и у мусульман, живущих в России - Рождество смыкается с Новым годом и оказывается почти лишено религиозного смысла.

В Бельгии в начале декабря этого года разразился скандал из-за инсталляции, заменившей традиционную ёлку в центре Брюсселя. Тысячи людей подписали петицию - их возмутила, как им показалось, чрезмерная политкорректность властей. Авторы решили, что таким образом власти пытались не оскорбить живущих в стране мусульман.

Несколько лет назад из тех же соображений в Канаде власти решили переименовать рождественскую ёлку в праздничную.

В Великобритании в 2006 году три четверти компаний запретили украшать свои офисы к Рождеству. Опрос общественного мнения, проведённый юридической компанией Peninsula, показал, что 74% работодателей считают, что украшение офисов к Рождеству может оскорбить людей другого вероисповедания.

В 2004 году американском штате Нью-Джерси запретили исполнять рождественские песенки, во Франклине (штат Массачусетс) рождественский праздник переименовали в «Фестиваль зимы», а ежегодное шествие в Денвере прошло без платформы с надписью «С Рождеством Христовым!»

Молчаливое православное большинство

«Такие вещи, как в Бельгии и других странах, где условно иноверное население, ведёт себя граждански последовательно и смело, в России пока не могут произойти», - считает специалист социологической службы «Левада-центр» Борис Дулин.

жители России празднуют Рождество как второй Новый год

В этом убеждены и представители российских мусульман.

«В российском обществе изначально мусульмане и христиане жили бок о бок, поэтому российские мусульмане, в чьём сознании Рождество смыкается с Новым годом, к его празднованию относятся спокойно - как относились их отцы и деды. Это повод подвести итоги и поставить новые цели», - считает ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН и член Общественной палаты Фарид Асадуллин.

«Для людей писания [так в Коране купить Коран и другие книги по исламу обозначаются христиане и иудеи] Рождество - это праздник. Мы почитаем Иисуса Христа - мы называем его пророк Иса. К Рождеству мы относимся со всем уважением, хотя религиозные взгляды на миссию Иисуса у нас разные», - говорит руководитель пресс-службы духовного управления мусульман европейской части России Диляра Ахметова.

Однако она полагает, что отношение будет другим, «если православные праздники будут населению представляться как общегражданские». Но Ахметова уверена, что «мы такого не наблюдаем в России».

Социологи подчёркивают, что мусульмане в России воздерживаются от резких высказываний.

«По доле „неродного“ населения мы приближаемся к европейским странам. Но из наших 15-20% „приезжих“ значительная часть говорит по-русски и называет себя русскими. На деле мусульман от 4 до 7%. Но те, кто исповедуют ислам, вряд ли решатся заявить о себе открыто и резко. Давление молчаливого и не очень активного православного большинства при поддержке власти велико», - считает Борис Дулин.

Рождество - праздник государственный

По мнению экспертов, православное Рождество, которое празднуют 7 января, немногие осознают как религиозный праздник.

«Те 80%, кто традиционно называет себя православными, определяют себя не по вере - это скорее национально-культурная идентификация. Для них - это второй Новый год, когда можно посидеть за столом и выпить», - говорит доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Борис Феликов.

Воцерковленных православных, согласно опросам «Левада-центра», в России только 2-5%.

Социолог Борис Дулин считает, что Рождество в России - скорее государственный праздник.

«О празднике люди узнают в основном по телевидению. У нас не только государственное и очень обрядовое православие, но и масс-медиальное - оно получено через телевизор купить телевизор. Людям показывают первых лиц светской и церковной иерархии. Для россиян Рождество - вроде православный и вроде государственный праздник. Примерно так понимают религию те, кто называют себя православными», - поясняет социолог.

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна