Агентство Лангуст [переход на главную]

28/09/2009 Тату XXI века – субкультура или мэйнстрим?
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о татуировках.

Ниже материал статьи приведён полностью.

У кого только не было татуировок на теле: у последнего англосаксонского короля Англии Гарольда Второго, а также у короля Эдварда Седьмого, у матери Уинстона Черчилля - леди Рэндольф…

Кроме того: у известного возмутителя общественных нравов графа Федора Ивановича Толстого по прозвищу «Американец», у простых матросов, у музыкантов, у тюремных заключенных - список можно продолжать до бесконечности, а вернее, до первобытных времён, потому что с них всё и началось.

многие любители татуировок коллекционируют узоры на теле, не придавая им особого смысла

Известно, что татуировка ещё с первобытнообщинного строя служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность её обладателя, а кроме того наделялась определенной магической силой.

Как изменилось отношение к татуировкам и их обладателям, какие татуировки сейчас в моде в Лондоне и что движет людьми, которые покрывают свое тело несмываемыми узорами?

В поисках ответа на эти вопросы я отправилась на проходивший в Лондоне международный слёт мастеров и любителей татуировки London Tattoo Convention.

Но сначала я решила заглянуть в один из лондонских тату-салонов.

Чёрно-белые стены, ярко-красный кожаный диван, множество наград с разных профессиональных слётов - так выглядел этот небольшой салон в лондонском районе Излингтон.

Хозяин салона, поляк Мирек при помощи противно визжащего аппарата наносил татуировку на плечо молодого человека.

«Больно?» - спросила я у него.

в салон татуировок и пирсинга в Излингтоне пускают посетителей только старше 16 лет

«Ничего, терпимо», - улыбаясь, отвечал клиент.

«А что заставляет вас терпеть эту боль, зачем вам татуировка?» - наседала я.

«А вы зачем держите микрофон в руках? Наверно, вам нравится делать радиопрограммы, это имеет для вас какое-то значение. А для меня имеют значения мои татуировки, это личное, и не обязательно всем знать, что именно это значит для меня», - услышала я в ответ.

В другой комнате этого небольшого салона клиент - тоже молодой человек - лежал на полу.

Татуировщик орудовал уже не «бормашиной», как я про себя прозвала противно визжащий аппарат Мирека, а постукивал чем-то, что напоминало молоток с длинной иголкой вместо обычного наконечника.

Татуировщик Брент приехал в Лондон из Новой Зеландии специально, чтобы поработать на слете мастеров и фанатов татуировки.

Брент - островитянин, практикует тихоокеанский стиль.

«Татуировка в этом стиле показывает принадлежность человека к определенной группе или месту, то есть, она обозначает его связь с прошлым, - сказал мне Брент. - Это то, чем татуировка была изначально - своего рода знанием, которое надо передать следующему поколению. Сегодня люди получают знание из книг и телепрограмм, а раньше ту же функцию выполняла татуировка».

совладелица салона Эдита нанесла на тело татуировки всего, что она любит в жизни

И тут в салон вошла Эдита, совладелица заведения: зелено-синие волосы, профиль Сальвадора Дали на плече и ярко вытатуированная фруктово-овощная гроздь, извивающаяся по ногам.

«Видишь, вот здесь тигрята, - Эдита указала на голую ногу. - Я их обожаю. Мне нравятся цветы - вот они здесь на моём теле. И я вегетарианка, поэтому эта гроздь. Я люблю искусство купить книги по искусству и культуре, люблю Сальвадора Дали. В общем, на моем теле - все, что я люблю в этой жизни. Татуировка - это свобода выражения, так ты выделяешься из толпы».

И Эдита, и все мастера-татуировщики из её салона непременно принимают участие в каждом London Tattoo Convention.

Нынешний слет проводится в городе уже в пятый раз.

Возможно, что он войдет в Книгу рекордов Гиннесса по числу одновременно протатуированных людей.

Слет проходил в Tobacco Docks, то есть в табачных доках, в кирпичных подвалах которых с 1812 года хранили привезенный в Англию табак.

любители татуировок устроили слет в подвалах старых табачных доков

Теперь же их используют для корпоративных вечеринок, съемок разных ТВ программ и фильмов, и таких вот мероприятий.

Вдоль стены тянулась внушительная очередь любителей татуировок.

Мне было неловко: казалось, я была одна без какой-либо нательной живописи.

Я прогуливалась по подвалам бывших табачных складов, разглядывала нарочито экстравагантно одетых мужчин и женщин и пыталась понять: чем их стремление покрыть свое тело разными узорами отличается от мотивов наших предков?

Многие из них отвечали мне примерно одно и то же: никакого символизма - просто коллекция красивых татуировок на теле.

Начинаешь с одной - и потом трудно остановиться.

Но для Пола Сэйса, куратора оксфордского музея истории татуировок и вице-президента клуба татуировщиков Великобритании, всё гораздо серьезнее.

«Я мечтал о татуировках с детства, - заявил он мне. - Первая татуировка появилась, когда мне было 13 лет. За это меня чуть не исключили из школы. Я - настоящий фанат этого дела. Я дважды в своей жизни разводился, и все из-за моей страсти к татуировкам. Но благодаря этой страсти я объездил весь мир в поисках исторических источников татуировок».

«Люди по-прежнему хотят быть немного бунтарями. И действительно, когда татуировки пошли в массы, для многих они потеряли свой шарм. Теперь это большой бизнес. Все эти футболки, журналы, поп-певцы такие, как Кристина Агилера, носят и моделируют одежду с татуировочным орнаментом», - заметил Пол. - «20 лет назад на нас действительно смотрели как на отбросы общества. А теперь они используют наш дизайн».

В истории татуировки уже был период, когда она переходила из массовой категории в элитарную и обратно. Была сакральным символом, закодированной информацией, знаком отличия и социальной принадлежности. Время десакрализации продолжается и сегодня, по крайней мере, в западном мире.

© Илона Виноградова

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна