Агентство Лангуст [переход на главную]

31/03/2011 В Лондоне выставляют на обозрение грязь
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о необычной выставке в Великобритании.

Ниже материал заметки приведён полностью.

Вопрос о том, почему одна грязь вредна, а другая полезна, занимал не только классика российской литературы Чернышевского.

Как утверждают устроители выставки «Грязь: немытая история повседневности» в лондонском музее Welcome Collection, отношение человека к грязи зависит от контекста.

на выставке, посвященной грязи, представлены более 200 экспонатов

Welcome Collection известен тем, что сочетает в своих экспозициях научный и художественный интерес к человеческой природе. Кроме того, кураторы музея не боятся говорить о темах, которых другие коллеги-музейщики избегают.

«Нам кажется, что грязь - это по-настоящему увлекательно, - рассказывает куратор выставки Кейт Форд. - С одной стороны, мы тратим половину жизни на то, чтобы не соприкасаться с грязью - чистим, убираем. Это - и бактерии, и экскременты. Пыль и грязь вызывает у нас отвращение. С другой стороны грязь - это плодородная земля под нашими ногами, это почва, в которой мы растим урожай, и она абсолютно необходима для жизни».

Бактерии везде

Первоначально идея о том, что грязь сама по себе не существует, а зависит исключительно от восприятия, принадлежала британскому антропологу Мэри Дуглас.

Следуя заветам Дуглас о том, что «грязь зависит от места», кураторы выставки представили шесть мест, повлиявших на отношение человека к грязи. Это шесть городов, или, если угодно, шесть различных типов социального контекста.

Экспозиция начинается с голландского города Делфт XVII века. Фотографии и предметы домашнего обихода повествуют об истории домохозяек, которые часами мыли и скоблили свои дома вместе со своими служанками.

В то же самое время, именно в Делфте голландский учёный Антонии Ван Левенгук впервые открыл бактерию, рассмотрев её под микроскопом. Он сделал вывод, что бактерии среди нас, они везде.

Могучая куча

Пройдя по залам, узнаешь, как на протяжении человеческой истории менялось отношение человека к тому, что такое грязь и откуда она берётся. В XIX веке в Лондоне произошла эпидемия холеры, от которой в течение 10 дней умерли 500 человек.

рисунок Суп из монстров, 1828 г. - так художник Уильям Хит изобразил воды реки Темзы

Тогда считалось, что всему виной дурной воздух. Хотя некоторые исследователи призывали обратить внимание на состояние воды в реке Темзе, накопленных на тот момент знаний не хватало для того, чтобы грамотно бороться с инфекциями.

Вместо этого больных людей переносили из домов в лечебницы на полностью закрытых носилках, образец которых можно увидеть на выставке. Признаюсь, эти носилки более похожи на гроб.

Здесь же есть рисунок середины XIX века, на котором изображена огромная свалка в лондонском районе Кингс-Кросс. В то время сюда привозили пепел все лондонские печники. Эту пыль потом использовали в строительстве кирпичей: её смешивали с грязью, чтобы получить кирпичи лучшего качества. И как я выяснила, кажется, именно эту кучу пыли продали в Москву в 1848 году в помощь строителям города.

Расовая гигиена

В начале XIX века отношение к болезням, вызываемым бактериями, кардинально изменилось. В 1911 году больше 5 млн. человек посетили первую международную выставку гигиены в Дрездене.

работа Сантьяго Сиерры сдалена из человеческих экскрементов

На базе этой выставки позже был основан германский музей гигиены. Но в 1933 году инновационные методы организаторов выставки, призывавших более тщательно относиться к собственному здоровью, были взяты на заметку нацистами и использованы в качестве инструмента пропаганды расовой гигиены.

В доказательство тому - плакаты нацистского художника, который, к тому же, считал себя учёным. На одном из таких плакатов он сравнивает еврея с тифом.

Среди более 200 экспонатов – научных приборов, рисунков и книг, предметов домашнего обихода, одежды, агитационных фильмов и скульптур есть и весьма лаконичная экспозиция. Пять серых плит на фоне белых стен выставочного зала - это работа испанского художника Сантьяго Сиерра.

Как оказалось, она сделана из человеческих экскрементов в знак уважения к работе индийских ассенизаторов. В прежние времена таких людей называли «неприкасаемыми», и, несмотря на то, что разделение на касты официально в Индии запрещены, дворовые туалеты остаются по всей стране.

«Мы гордимся, что привезли и разместили в белоснежных и аскетичных стенах музея что-то реальное, осязаемое, что-то… грязное, - сообщает мне Кейт Форд, куратор выставки.- Каждый сам вправе решать, что это может означать».

Мусор в конверте

Выставка, вход на которую, по обыкновению, бесплатный, вызывает у посетителей самые разные эмоции. Кажется, что именно этого эффекта и добивались устроители экспозиции.

любой может поучаствовать в создании выставки, подарив музею свой мусор, из которого сделают кирпичи

«Я думаю, что грязь - это очень естественно, - говорит мне один из посетителей. - Я вырос в деревне. Там что бы ты не делал, приходишь домой с грязью на сапогах… Пусть я лучше буду грязным, как меня иногда и называют, чем невротиком, помешанным на гигиене».

«Я сама изучала историю общества, но не обращала внимания на вопросы гигиены в Лондоне и в мире, - признаётся одна дама.- Вы говорите себе, что так жили 200 лет назад. Но всё повторяется, и вы спрашиваете, почему в наших больницах снова возникают вспышки инфекции? А моют ли они руки?»

Самое неожиданное, что посетители выставки могут не только на неё посмотреть, но и оставить здесь свой след. Художница Серена Кордо по заказу галереи сделала проект - все желающие могут подарить ей свой мусор, из которого она делает… кирпичи. Предполагается, что по мере работы выставки, которая продлится до конца августа этого года, количество кирпичей будет расти.

«Нам присылают мусор из Канады, из Перу, со всего света. Было бы просто здорово получить мусор и из России. Всё, что надо сделать, это связаться с руководством музея Welcome Collection, и оно пришлёт вам пакет, в который нужно положить свой мусор», - говорит Кордо.

© Наталья Голышева

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна