Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

01/04/2015 Как технологии делают из нас самоуверенных неучей
Впервые опубликовано в еженедельнике «Большой город»

В еженедельнике «Большой город» была опубликована заметка о роли Интернета в образовании.

Ниже заметка приведена полностью.

Google, Yandex и другие интернет-поисковики превращают нас в ничего не знающих, но очень самоуверенных профанов.

Мы легко можем найти в интернете любую информацию. В итоге, многим кажется, что они знают всё на свете и им совершенно не надо учиться новому.

из-за возможности найти ответы на все вопросы в интернете, мы чувствуем себя умнее, чем мы есть на самом деле

Современные технологии ставят нас в неудобное положение. Часто нам не хватает каких-то знаний, но любую информацию мы можем найти в интернете. В итоге, нам кажется, что мы куда более образованы и намного умнее, чем есть на самом деле. Это - опасный миф.

Наше невежество скрыто за огромным количеством знаний, которые нам предоставляет интернет. Американские психологи провели исследование, которое показало, что из-за возможности найти ответы на все вопросы в интернете, мы чувствуем себя умнее, чем мы есть на самом деле. Люди часто не осознают, насколько их осведомлённость зависит от интернета: они отождествляют свой собственный багаж знаний с тем объёмом информации, который они черпают из интернет-ресурсов. Исследование было опубликовано в журнале Journal of Experimental Psychology: General.

Интернет даёт иллюзию знаний

Учёные провели девять экспериментов, для которых они работали с 152-302 волонтёрами, набранными через интернет. В каждом эксперименте принимали участие разные волонтёры.

В одном из экспериментов группа волонтёров, которая пользовалась интернетом (интернет-группа) с помощью поисковиков должна была найти ответы на четыре вопроса (например, «как работает молния на одежде?») и выбрать сайт с самым лучшим ответом. Текст с этого сайта предоставлялся контрольной группе, которая сама ничего не искала. Затем обе группы должны были отметить уровень своей осведомлённости по другим вопросам, не связанным с тем, что они искали (например, знают ли они, почему когда ночью облачно, погода теплее?), при этом им не надо было отвечать на эти вопросы. Волонтёры из интернет-группы всегда считали себя более осведомлёнными, чем участники из контрольной группы.

Таким образом, сам по себе поиск информации в интернете давал участникам ощущение, что они много знают, несмотря на то, что им не удалось найти полный ответ на сложные вопросы или вообще не удалось ответить на некоторые вопросы из-за того, что в Google-поиске были установлены специальные фильтры.

Интернет не делает нас умнее

Другой эксперимент показал, что участники из интернет-группы не просто думают, что они больше знают, благодаря доступу в интернет, но и в целом считают себя умнее. В рамках эксперимента они должны были показать, какие магнитно-резонансные изображения мозга соответствовали процессам, происходящим в их мозге, когда они искали нужные данные в интернете. Участники из интернет-группы выделяли изображения, на которых в мозге была показана наибольшая активность.

Учёные отмечают, что на чувство осведомлённости влияет не сам интернет, а именно поиск информации в нём. Так, контрольная группа, получившая ссылку на конкретный сайт, не чувствовала, что знает ответы и на другие вопросы.

Учёные полагают, что поиск в интернете стирает грань между знанием и незнанием, тогда как труд, затраченный на поиск информации в книге или с помощью обращения за помощью к специалистам, даёт нам ощущение, что узнать что-то не так просто.

Распространение смартфонов купить смартфон, по мнению учёных, усугубляет ситуацию: ведь благодаря ним у нас почти всегда есть доступ к интернету.

Доступ к ответам на любые вопросы может отразиться на будущем детей, которые пользуются им с раннего возраста. Кроме того, поисковиками также стоит меньше пользоваться тем, кто работает в политике или других сферах, в которых принимаются значимые решения. Людям, работающим в таких сферах, важно отличать свои знания от того, что они ищут или могут найти в интернете.

© Вера Ерохина

Впервые опубликовано в еженедельнике «Большой город»

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна