Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

05/02/2018 Как «научиться учиться» - советы, рекомендации и научные исследования
Впервые опубликовано на сайте Хабр

На сайте Хабр была опубликована статья университета ИТМО о том, как лучше учиться.

Ниже материалы статьи приведены полностью.

Часть 1. «Очевидные» советы

Большинство рекомендаций для желающих учиться лучше выглядит довольно банально: помимо посещения лекций и выполнения домашних заданий важно правильно питаться, вести здоровый образ жизни, высыпаться и следить за режимом дня.

Всё это, безусловно, хорошо, но чем конкретно эти прописные истины могут помочь студенту? Как организовать режим дня так, чтобы больше успевать и лучше запоминать материал? Есть ли реальная связь между чувством жажды и когнитивными способностями? Правда ли, что спорт помогает в учёбе (и речь не только о дополнительных баллах к ЕГЭ за значок ГТО)?

Попробуем разобраться со всем ниже.

Тайминг: как грамотно распорядиться временем

В течение дня

В своей новой книге When: The Scientific Secrets of Perfect Timing писатель Дэниел Пинк купить произведения Дэниела Пинка приводит множество советов по управлению временем с точки зрения биологии, психологии и даже экономики. Среди них есть несколько вполне конкретных рекомендаций, которые могут помочь в учёбе. В частности, Пинк советует при планировании нагрузки учитывать циркадные ритмы.

Циркадные ритмы влияют не только на наш сон, но и на настроение и концентрацию, которые циклически изменяются в течение дня. В среднем, через семь часов после пробуждения концентрация и настроение достигают низшей отметки, после чего снова начинают возрастать (поэтому многие лайф-коучи советуют не откладывать выполнение важных дел и приступать к ним в первые часы после пробуждения).

Именно с нашими циркадными ритмами, в частности, связывают тот факт, что вероятность возникновения ошибок на работе (например, в медицинских учреждениях) повышается в период с 14 до 16 часов.

Конечно, студентам необязательно каждый день вставать рано, причём в одно и то же время, однако понимание своего хронотипа и циркадных ритмов можно использовать на благо учёбе. Например, наиболее сложные задачи (вроде подготовки к экзаменам или к семинару) планировать на первые два-три часа после пробуждения - понимая, что в последующие часы концентрация будет неизбежно снижаться (о том, чем занять это «малопродуктивное» время, расскажем чуть ниже).

Перед дедлайном

Разумеется, наиболее остро нехватка времени ощущается накануне экзаменов. Кстати, «тянуть до последнего» - это не просто привычка нерадивых студентов, на самом деле такое поведение характерно для большинства из нас. Один из примеров, которые Пинк приводит в своей книге - исследование учёных из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, которые показали, что большинство из групп испытуемых во время экспериментов не делают ничего (или практически ничего) минимум первую половину времени до дедлайна, и только потом приступают к работе.

Чтобы избежать эффекта «горящего поезда», учёные советуют ставить промежуточные цели и использовать технику «движения по цепи»: каждый день, в течение которого вы тратили время на подготовку к экзамену (выполнение лабораторной, написание курсовой), отмечайте каким-нибудь символом. Цепочка таких символов в календаре станет дополнительным мотиватором к тому, чтобы не бросать начатое и дойти до дедлайна без «пробелов» и авральной работы. Конечно же, календарь не усадит вас за конспекты и не отключит соцсети, но послужит «раздражителем» и напоминанием - иногда и это может оказаться весьма кстати.

Нужно больше воды

Ещё один довольно распространённый совет заключается в том, чтобы не злоупотреблять кофеином купить кофе разного типа, но при этом пить достаточно воды. У этой рекомендации есть вполне обоснованное научное подтверждение - исследования в этой области проводятся довольно давно. Так, например, в ходе одного из экспериментов (научная публикация по его результатам вышла ещё в 1988 году) было показано, что даже незначительное обезвоживание (в 1-2%) может вызвать падение когнитивных способностей. В исследовании, в частности, отмечено ухудшение краткосрочной памяти и способности решать арифметические задачи.

А авторы более поздней публикации в журнале European Journal of Clinical Nutrition заявляют, что «обезвоживание является предпосылкой ослабления когнитивных способностей». Поэтому, чтобы не терять фокус во время учёбы, следите за своим самочувствием и не терпите жажду - особенно, если помимо занятий вы активно тренируетесь.

Учимся во сне

Ещё один совет из области очевидного - о том, что здоровый и продолжительный сон положительно влияет на наше умственные способности - известен всем. Американские исследователи пошли дальше - и в ходе экспериментов выявили ещё одну важную особенность, связанную с тем, как работает мозг во время сна.

Они показали, что испытуемые лучше запоминают пары несвязанных между собой слов, если заучивали их не утром, а перед сном. В этой связи учёные делают вывод о том, что сон стабилизирует наши воспоминания и позволяет закрепить их - ещё один довод против бессонной ночи перед экзаменом.

Упражнения для мозга

На первый взгляд связь спорта и хорошей успеваемости неочевидна - в современной культуре «типичный отличник» и физическая активность - это скорее антонимы (вспомните как Шелдон играл в баскетбол). На самом деле физические упражнения - один из факторов, улучшающих когнитивные способности, что также подтверждено рядом научных работ.

Так, например, одно из исследований, посвящённых этому вопросу, подтверждает связь между физическими упражнениями и улучшением памяти. Исследователи анализировали показатели 120 человек и отметили связь между регулярными аэробными тренировками, увеличением размеров гиппокампа и (как следствие) улучшением пространственной памяти испытуемых.

Ещё одно полезное свойство упражнений - помощь в борьбе со стрессом. В Американской психологической ассоциации, например, отмечают, что один из плюсов регулярных упражнений - усиление взаимосвязей между физиологическими системами (мышечной, сердечно-сосудистой, нервной системой), которые возбуждаются в чрезвычайной ситуации. При тренировках организм «отрабатывает» стандартную реакцию на стресс, в итоге «в боевых условиях» мы оказываемся способны лучше владеть собой, так как за время тренировок организм уже «научился» работать с подобными состояниями.

В 2012 году в журнале Brain Research был опубликован мета-анализ материалов, посвящённых связи между физическими упражнениями и работой мозга. Результат, правда, оказался не особенно впечатляющим - по итогам анализа 79 научных материалов учёные отметили, что связь между двумя явлениями (физической нагрузкой и улучшением когнитивных способностей) действительно существует, но является достаточно слабой. Правда, учёные не отрицают, что более значительный эффект возможен и зависит от того, в какие именно результаты когнитивной деятельности фиксирует исследователь в ходе эксперимента.

Тяжёлая атлетика или кроссфит, возможно, не лучшие варианты для того, чтобы начать знакомство с миром спорта: если ваша цель - укрепить здоровье и улучшить работу мозга, подойдёт даже умеренная физическая активность. Например, Всемирная организация здравоохранения советует уделять умеренно-интенсивным физическим нагрузкам порядка 150 минут в неделю - вполне достаточно для того, чтобы помочь мозгу, начать укреплять здоровье и при этом не забросить учёбу.

TL;DR

несмотря на то, что наиболее интенсивные умственные нагрузки лучше планировать на первые часы после пробуждения, заучивание информации вполне можно отложить до вечера

Впервые опубликовано на сайте Хабр

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2019, ссылка на сайт обязательна