Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

26/01/2015 Десять упрёков Уинстону Черчиллю
Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

На сайте Би-би-си - Русская служба была опубликована статья о сэре Уинстоне Черчилле.

Ниже статья приведена полностью.

В Британии отмечается 50-летие со дня смерти Уинстона Черчилля. Многие считают его величайшим политическим деятелем в истории страны, но есть у него и немало критиков.

В самые мрачные дни Второй мировой войны Черчилль сыграл ведущую роль в сохранении боевого духа в Британии и привёл её к победе над нацистской Германией.

массивная статуя Уинстона Черчилля стоит на Парламентской площади в Лондоне

Но за десятилетия его политической карьеры Черчилль не раз оказывался в сложных, а иногда и сомнительных обстоятельствах.

«Существует опасность, что Черчилль приобретёт полубожественный статус, что было бы неправильно, так как это лишает его человеческих черт», - говорит директор Архивного центра Черчилля Аллен Пэквуд.

«Это чрезвычайно сложный, противоречивый и значительный человек, - говорит Пэквуд. - Он всю свою жизнь сталкивался с этими сложными обстоятельствами».

Вот только 10 эпизодов из биографии Черчилля, которые до сих пор вызывают ожесточённые споры историков.

Расовый вопрос

В 1937 году, давая показания Королевской комиссии по Палестине, Уинстон Черчилль сказал: «Я, к примеру, не признаю, что большой ущерб нанесён краснокожим индейцам Америки или коренному населению Австралии. Я не признаю, что этим людям нанесён ущерб тем, что более сильная раса, лучшая раса, более мудрая раса - назовём это так - пришла и заняла их место».

Черчилль определённо верил в расовую иерархию и евгенику, утверждает Джон Чармли, автор книги «Черчилль: конец славы». С точки зрения Черчилля, говорит он, белые христиане-протестанты занимают верхнюю строчку, над католиками, а индейцы стоят выше африканцев. «Черчилль считал себя и Британию победителем в социально-дарвинистской иерархии», - добавляет исследователь.

«Оправданием этому может служить то, что он не был единственным, кто имел подобные взгляды, - говорит Ричард Той, автор „Империи Черчилля“, - хотя было немало и других, которые этих взглядов не разделяли».

Сэр Николас Соамс, внук Черчилля, считает нападки на его деда смехотворными: «Вы говорите об одном из величайших людей, которых когда-либо видел мир. Он был дитя эдвардианской эпохи и говорил на её языке».

Кроме того, взгляды Черчилля на вопрос расы несравнимы с той убийственной интерпретацией расовой иерархии, которую исповедовал Гитлер, подчёркивает Той: «Хоть Черчилль и считал белых людей высшей расой, это не означает, что он одобрял бесчеловечное обращение с небелыми».

Отравляющий газ

Черчилля критиковали за то, что он выступал в поддержку использования химического оружия - в основном, против курдов и афганцев.

«Не могу понять этой брезгливости по отношению к применению газа, - писал он, когда работал в военном министерстве в 1919 году. - Я убеждённый сторонник использования отравляющего газа против нецивилизованных племён».

Эту цитату, нападая на Черчилля, регулярно используют его критики, такие как Ноам Хомский.

Однако нападки эти не имеют оснований, полагает Уоррен Доктер, автор книги «Уинстон Черчилль и исламский мир». «То, что он предлагал использовать в Месопотамии, - это слезоточивый газ, а не иприт».

Записка Черчилля 1919 года продолжается так: «Моральные последствия должны быть настолько позитивными, что потери живой силы окажутся минимальными. Нет необходимости использовать только самые смертоносные газы: можно использовать газы, которые вызывают значительные неудобства и распространяют ужас, но при этом не оказывают серьёзного перманентного влияния на здоровье большинства тех, кто под него попал».

В другой записке по поводу применения газа против афганцев, говорит Доктер, Черчилль вопрошает, почему это британский солдат может умереть от ран - и в то же время считается несправедливым «стрелять снарядом, заставляющим этих местных чихать - это просто глупо, в самом деле».

Но есть и те, кто критикует британцев за налёты с воздуха против восставшего местного населения.

Важно также иметь в виду, что Черчилль выступал за использование иприта против османских войск в Первую мировую, отмечает Доктер, но добавляет: в то время и другие страны использовали это вещество.

Голод в Бенгалии

В 1943 году провинция Бенгалия на северо-востоке Индии, входившая тогда в состав Британской Империи, переживала чудовищный голод, вызванный оккупацией Бирмы годом ранее.

Считается, что тогда погибли, по меньшей мере, 3 миллиона человек. И действия - или бездействие - Черчилля в то время вызывают мощную волну критики.

Мадхусри Мукерджи, автор работы «Секретная война Черчилля», утверждает, что, отказывая удовлетворять потребности Индии в пшенице, Черчилль продолжал настаивать на продолжении экспорта ею риса. «[Руководство Британии] приказало накапливать пшеницу для пропитания мирных европейцев после того, как они будут освобождены. И таким образом 170 тысяч тонн австралийской пшеницы прошли мимо голодавшей Индии - при том, что предназначалась она не для потребления, а для хранения», - рассказала Мукерджи после выхода её книги в 2010 году.

Черчилль, кажется, даже обвинил в голоде самих индийцев, заявив, что они плодятся, как кролики.

«Это одно из худших пятен в его биографии», - признаёт Той.

«Черчилль считал это отвлечением внимания, - поясняет он. - Занятый войной против Германии в Европе, Черчилль не захотел отвлекаться на этот вопрос, когда о нём заговорили».

«У нас такое представление о Черчилле, что он был дальнозорким и прозорливым, - говорит Чармли. - Но то, как он поступил в случае с голодом в Бенгалии, показывает, что он ни на йоту не продвинулся со времён ирландского голода веком ранее».

Это была ужасная трагедия, но её следует воспринимать в контексте мировой войны, говорит Аллен Паквуд, директор архивного центра Черчилля. «Черчилль в этот момент был вовлечён в глобальную войну, и тут постоянно возникают проблемы расстановки приоритетов и требований, - объясняет он. - Это невероятно сложная и постоянно развивающаяся ситуация, и он не может всё и всегда делать правильно».

Артур Герман, автор книги «Ганди и Черчилль», утверждал, что без Черчилля последствия голода оказались бы ещё более трагичными. Когда до него, наконец, дошли масштабы бедствия, «Черчилль и его кабинет использовали любую возможность для облегчения страданий людей, не нанося при этом ущерб действиям на войне», писал Герман.

Здесь, отмечает Той, дал сбой механизм расстановки приоритетов. Да, ресурсы Британии были растянуты до предела, но это - плохое оправдание, поскольку решение проблемы голода потребовало бы относительно небольших усилий.

Критика Ганди

Уинстон Черчилль весьма отрицательно относился к человеку, который в наши дни вызывает всеобщее уважение благодаря его вкладу в обретение Индией независимости.

«Вызывает тревогу и отвращение зрелище Ганди, этого бунтаря из мелких адвокатов, выступающего в роли полуголого факира, разгуливающего по ступеням дворца вице-короля», - так отзывался Черчилль о своём политическом противнике в 1931 году.

Уинстон Черчилль весьма отрицательно относился к Ганди

«Ганди не следует освобождать, даже если он грозит нам голодовкой, - заявил Черчилль на заседании кабинета. - Если он умрёт, мы избавимся от врага Британской Империи».

«Черчилль стоял тогда на самом правом фланге британской политики в отношении Индии, - указывает историк Чармли. - Даже для многих консерваторов, не говоря уже о либералах и лейбористах, его взгляды по индийскому вопросу в десятилетие между 1929-м и 1939 годами были неприемлемы».

Он резко выступал против Ганди, отмечает Тойе, и возражал против любых шагов в направлении предоставления Индии самоуправления; он часто сталкивался по этим вопросам с лидерами собственной партии, и не раз высказывал своё враждебное отношение к индуизму.

Черчилль мало чем отличался в этом от типичного викторианского империалиста, отмечает Чармли. «Он ужасно боялся, что введение в Индии самоуправления приведёт к распаду Британской Империи и к концу цивилизации».

Более молодые консерваторы - например, Энтони Иден, - относились в тридцатые годы к Черчиллю с большим недоверием из-за его связей с правым крылом партии, пишет он.

«Иногда задаётся вопрос - почему в конце тридцатых люди не прислушивались к предупреждениям Черчилля в отношении Гитлера? - замечает Чармли. - Дело в том, что эти предупреждения звучали точно так же, как его инвективы в адрес Ганди десятью годами ранее».

Отношение к евреям

В 2012 году против плана по созданию Центра Черчилля в Иерусалиме выдвигались возражения в связи с тем, что ему якобы был «не чужд скрытый антисемитизм, распространённый в его поколении и классе».

«Черчилль был, вне всякого сомнения, заядлым сионистом, - говорит историк Чармли. - Он твёрдо верил в право еврейского народа на собственное государство и в то, что такое государство должно располагаться в Палестине».

«Но при этом он разделял бытовой антисемитизм, присущий многим представителям его класса», - пишет историк.

«Бытовой антисемитизм в те времена был широко распространён, - соглашается с этим Доктер. - Но было бы неправильно называть Черчилля антисемитом».

В своей статье 1920 года Черчилль писал: «Некоторым нравятся евреи, другим не нравятся, но ни один думающий человек не может поставить под сомнение факт, что евреи являются самой замечательной и выдающейся расой, когда-либо появлявшейся в мире».

Отношение к исламу

Пол Уэстон, председатель небольшой правой Партии свободы в Британии, был арестован в прошлом году по подозрению в расизме после публичного чтения высказываний Черчилля об исламе.

В своей книге 1899 года «Речная война» Черчилль писал: «Какое ужасное проклятие накладывает магометанство на своих поклонников! Кроме фанатизма, который столь же опасен для человека, что и бешенство для собак, ему присущи ещё и фатализм и апатия».

«Отсталые обычаи, устаревшие системы ведения сельского хозяйства, неразвитость торговли и отсутствие гарантий прав на собственность существуют повсюду, где живут или правят поклонники пророка», - писал тогда Черчилль.

Но, по словам Доктера, Черчилль имел куда более гибкие взгляды на ислам. Книга 1899 года была написана по следам военной экспедиции в Судане, где Черчилль сражался с исламистами во главе с Махди.

Не так давно выяснилось, что родные и близкие молодого Черчилля были встревожены опасениями, что тот может обратиться в ислам.

В 1940 году именно Черчилль принял решение о выделении 100 тысяч фунтов на строительство мечети в Лондоне в память об индийских мусульманах, которые отдали свои жизни за Британию на фронтах Первой мировой войны.

Отношение к бастующим рабочим

Репутация Черчилля как противника профсоюзного движения основана в первую очередь на инциденте 1910 года.

Черчилль принимал множество подарков, которые сегодня привели бы его к изгнанию из парламента

В ноябре того года на юге Уэльса возник трудовой конфликт между шахтёрами и владельцами шахт в местечке Тонипанди, вылившийся в стачки, которые продолжались более года.

Когда бастующие столкнулись с местной полицией, Черчилль, который занимал тогда пост министра внутренних дел, направил в Тонипанди войска.

Тогда по приказу Черчилля войска не открывали огонь по бастующим, но спустя год, когда подобные протесты развернулись в Ливерпуле, присланные солдаты открыли по рабочим огонь и застрелили двух из них.

По словам Чармли, с годами Черчилль всё хуже относился к профсоюзам. В 1919 году, когда Черчилль стал военным министром, по его приказу в Глазго было направлено около 10 тысяч солдат в сопровождении танков для подавления забастовок и волнений, которые, как считали в Лондоне, могли вылиться в большевистскую революцию.

По словам историка Пэквуда, Черчилль выступал за довольно радикальные социальные реформы, но при этом находился на позициях викторианского патернализма. Он был также решительными противником коммунизма и считал, что большевики стоят за лейбористским движением в 1920-х годах.

«Но при этом, несмотря на то, что у него была такая ужасная репутация среди профсоюзников, - указывает Пэквуд, - в дальнейшем он возглавил два правительства, которые занимали весьма умиротворяющую позицию в отношении профсоюзов».

Осада на Сидней-стрит

В январе 1911 года в лондонском районе Ист-Энд полиция окружила дом, в котором укрылись латвийские анархисты из группы, члены которой были причастны к убийству трёх полицейских.

По дому на улице Сидней-стрит, где они укрылись, по приказу министра Черчилля был открыт огонь, в том числе из орудий, что привело к гибели двух членов банды - после того как Черчилль распорядился не тушить пожар в доме до тех пор, пока не стихла перестрелка.

Современники обвиняли Черчилля в ненужном вмешательстве в действия полиции из стремления обрести личную славу.

«Черчилль действительно не мог упустить такой возможности войти в историю и взял с собой на операцию фотографа и кинооператора», - отмечает историк Чармли.

Отношение к Ирландии

В январе 1919 года Черчилль взял на себя роль военного министра. Спустя 11 дней началась война за независимость Ирландии.

Черчилль известен своим участием в развёртывании особого полицейского подразделения, которое сражалось с Ирландской республиканской армией. Эти полицейские, которых называли «чёрные мундиры», набирались из бывших фронтовиков и вскоре проявили страшную жестокость.

Но, как считает Тойе, было бы несправедливо считать, что Черчилль всегда ненавидел ирландцев. Хотя он выступал против независимости Ирландии и в первые месяцы войны поддерживал жёсткие репрессивные меры, позднее он стал высказываться в пользу отделения Ирландии от Британской Империи. Он сыграл ведущую роль в заключении англо-ирландского мирного договора 1921 года, который положил конец войне.

Обвинения в коррупции

«В обмен за вознаграждение в размере 5 тысяч фунтов, две нефтяные компании - Royal Dutch Shell и Burmah Anglo-Persian Oil Company - обратились к нему с просьбой представлять их при рассмотрении в правительстве своей просьбы о слиянии», - говорится в официальной биографии Черчилля.

Эти выплаты 1923 года были бы сочтены скандальными в современных политических условиях.

«Но я бы поостерёгся называть это взяткой, - говорит историк Тойе. - Черчилль принимал множество подарков, которые с точки зрения нынешних политических порядков привели бы его к изгнанию из палаты общин. Но в те времена таких правил просто не было».

«Черчилль действовал в совершенно иных политических условиях, когда связи с частным бизнесом и СМИ не воспринимались так, как они воспринимаются сейчас», - замечает историк.

Уинстон Спенсер Черчилль (1874-1965)

© Дилан Джонс

Впервые опубликовано на сайте Би-би-си - Русская служба

Вернуться
хостинг от Зенон Н.С.П. © Langust Agency 1999-2017, ссылка на сайт обязательна