16/06/2014 Невиданный Лондон: тур «Монополия» и контрасты Камдена
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о необычных экскурсиях по Лондону.
Ниже материал статьи приведён полностью.
Наступила пора отпусков и туристических поездок, правда, турист в наши дни пошёл капризный, избалованный.
Он уже не хочет ходить указанными крупными турфирмами или справочниками путями, он хочет чего-то эдакого, ступить, куда ещё мало чья нога ступала, увидеть невиданное, услыхать… короче, он хочет эксклюзива. И именно такие экскурсии предлагает русскоязычным людям Константин Пинаев.

Несколько лет назад влюблённый в Лондон Константин, вдохновившись английской версией игры «Монополия» , решил составить экскурсионный план по каждой из её клеточек, и так родились его пешие туры, объединённые общим названием «Вокруг Лондона за 40 шагов».
Сити и Флит-стрит
Из 40 пока готовы только девять, и я выбрала экскурсию по Сити и Флит-стрит, родине британской журналистики, поскольку именно здесь до недавнего времени находились редакции всех основных газет.
Но прежде чем окунуться в сточные ямы второй древнейшей профессии, Костя ведёт нашу группку к собору Святого Павла. Кстати, народу пришло довольно прилично, 15 человек; кто-то из живущих в Лондоне, а кто-то буквально сегодня прилетел из России и сразу - в поход.
Мы останавливаемся на Патерностер-сквер, закидываем головы, чтобы рассмотреть служащий вентиляционной вытяжкой метро памятник пожару 1666 года, любуемся одним из многочисленных шедевров сэра Кристофера Рена, слушаем увлекательную историю о второй, невидимой, ветке метро - почтовой, которая была построена в начале ХХ века, поскольку почта тогда доставлялась по пять раз в день.
Костя показывает нам фотографии почтового метро, как и все остальные исторические факты и картинки, на планшете . Всё очень информативно, почти как в филиале Британской библиотеки.
Культовое место
Отсюда короткий бросок к некоему «культовому» месту возле рынка Смитфилд, а по ходу дела наш гид показывает нам архитектурные жемчужины этого района: одно из двух зданий, устоявших в Великом пожаре, и церковь Святого Варфоломея, где снимался известный фильм «Четыре свадьбы и одни похороны» , но мы здесь, как выясняется, ради другого очень известного фильма - нового сериала «Шерлок»
с Бенедиктом Камбербэтчем
в главной роли.
Костя очень добросовестный гид и, чтобы всем была ясна важность этого места, где мы сейчас стоим, он для непосвящённых пересказывает краткое содержание предыдущих серий, почти что в лицах. А стоим мы на небольшой тихой площади у подножия отделения патологии больницы Сент-Барта, с крыши которой падал Шерлок в серии «Рейхенбахское падение», завершавшей второй сезон сериала.
Здесь же телефонная будка, вся исписанная поклонниками новой версии похождений лондонского сыщика . Просто поразительно, как быстро этот город рождает новые места поклонений!
«Сам Шерлок упал вот здесь. Тут кто-то упорно подрисовывал лужу крови маркером. Приходишь, и всё время красным было нарисовано - всегда-всегда-всегда. Это одно из таких волшебных мест в Лондоне, но пойдёмте дальше: у нас впереди, вот видите, уже виднеется даже на самой вершине золотая статуя. Это главный уголовный суд, кстати, тот самый суд, из которого Мориарти в той самой серии выходит невиновным», - поясняет наш провожатый.
Продукт журналистской ностальгии
Мы продолжаем пропитываться духом и секретами этого города, пока не оказываемся в маленьком переулочке возле Флит-стрит. Это что-то вроде крытого уличного коридора между двумя переулками, и именно здесь на кафельной стене перед нами предстаёт история зарождения журналистики в картинках, которую наш гид сопровождает собственным рассказом.
«Это продукт ностальгии журналистов, которые любили Флит-стрит, поэтому они с большой любовью здесь много чего сделали. Вот смотрите, мы с вами, наверное, не родились в Британии ни разу, но при этом сколько мы газет можем назвать сходу, даже здесь не живя: это и Times, и Mirror, и Sun, и Daily Telegraph, и Daily Mail, и этот список можно ещё продолжать, и это всё потому, что какое влияние было у этих газет и насколько они сформировали общество!»
Наш почти трёхчасовой поход завершается в историческом пабе George на Флит-стрит, который в XVIII веке Сэмюэл Джонсон, автор «Словаря английского языка», использовал в качестве своего почтового адреса. Это не исключение, а традиция - каждый тур Константина Пинаева завершается в пабе, что даёт прекрасную возможность экскурсантам познакомиться и обсудить увиденное за кружечкой-другой.
Носки для бездомных
Мою следующую экскурсию организует благотворительная организация Sockmob, помогающая бездомным. Идея в том, что в каждом районе Лондона кто-то из бомжей проводит тур по своему району. Я выбрала Камден Таун, поскольку это район рок-н-ролла, здесь масса клубов, концертных площадок и знаменитый блошиный рынок, да и живу я недалеко.

По Камдену туры водит Майк, и я спросила его ещё до похода, как получилось, что он оказался без крыши над головой?
«Я работал в компании, которая была подрядчиком у Би-би-си, в должности менеджера по эксплуатации, и когда начался экономический кризис, попал под сокращение, два года не мог найти работу - мне уже перевалило за 55, а это не тот возраст, когда легко куда-то устроиться», - рассказывает он, прихлёбывая чёрный кофе .
Мы сидим в кафе возле станции метро Чок Фарм, и я слушаю подробный рассказ Майка, как его выселили из квартиры, поскольку ему нечем стало за неё платить, как он уехал во Вьетнам преподавать английский, там заболел и ему потребовалась срочная операция, так что все заработанные деньги пошли на уплату медицинских счетов.
«Я вернулся в Британию, но тут мне сказали, что ни на какое жильё мне рассчитывать нечего, как и на пособие по безработице, поскольку меня два года не было в стране. Так что мне пришлось проходить все те инстанции, которые проходят иммигранты, приезжающие в нашу страну», - говорит он не без горечи в голосе.
Майк пожил у друзей, а когда стало неудобно приживаться, перебрался на улицу. Его, в конце концов, взяла под свою опеку благотворительная Камденская организация C4WS, которая предоставляет крышу над головой в холодные зимние месяцы. Идея в том, что каждый день недели бездомные ночуют в какой-то определённой церкви; получают там еду, ночлег, утром завтрак, а потом опять - на улицу, и Майк говорит, что прошёл весь этот цикл. Эта же благотворительная организация нашла для него жильё, причём в очень приятном уголке Камдена на Примроуз-хилл.
А работу гида он получил так: «Есть такая организация, скорее, даже инициативная районная группа, под названием Sockmob. Они решили как-то помочь бездомным своими силами и пришли к выводу, что всем бомжам нужны свежие носки. И это так и есть, я это знаю по опыту, потому что у тебя нет денег, чтобы новые купить, и нет никакой возможности что-то постирать».
«Поэтому эта группа стала раздавать новые носки бездомным. Они это делали в течение нескольких лет и обратили внимание, что часто среди этих людей встречаются очень интересные личности, которые к тому же хорошо знают историю своего района, где им приходится спать на улице. И так родилась идея проводить Unseen Tours („Невиданные туры“) - чтобы дать бездомным возможность заработать», - рассказывает Майк.
На квартирнике без квартиры
Мы выходим из кафе к месту сбора, где нас уже ждёт группа из 20 южнокорейских туристов, и Майк, пытаясь перекричать уличный гомон, приглашает нас в путешествие: «Я называю этот маршрут „Тур контрастов“ по той простой причине, что район Камдена очень поляризован в том, что касается уровня жизни. Здесь очень много нищеты, много бездомных, но также здесь живёт довольно много состоятельных людей и знаменитостей; мы, возможно, каких-то сегодня встретим и уж точно о них поговорим, как и о музыкальной индустрии. Как вы на предмет западной музыки?»
На этот вопрос группа южнокорейских товарищей деликатно смеётся, но это Майка не особенно смущает, потому что какие-то имена, из тех, кто выступал в своё время в клубах Камдена, знают теперь все.
Наш поход начинается прямо тут же, у места сбора: Майк показывает нам турецкую шашлычную с громким названием «Ресторан Марафон», хотя с виду это никакой не ресторан, а просто забегаловка, торгующая на вынос.
По словам Майка, она знаменита не менее самого Камдена, поскольку у неё единственной в этом районе до недавнего времени было разрешение торговать алкоголем практически всю ночь, и сюда стекались музыканты после своих «гигов», или квартирников. Майк даже дважды встретил здесь покойную Эми Уайнхаус
и был свидетелем бесплатного концерта, который устроила певица в ожидании заказа.
Напротив кебабной - Roundhouse (или Круглый дом). Теперь это самая известная концертная площадка Камдена, а когда-то, в эпоху индустриальной революции, здесь было паровозное депо, потому и здание построили круглым, чтобы расположить паровозный поворотный круг.
Что интересно, первый концерт в 1966 году в Roundhouse устроила полуподпольная левацкая газета International Times, пригласив выступить две экспериментальные, никому неизвестные рок-группы - Soft Machine и Pink Floyd . Для любителей альтернативных новостей сообщу, что газета была закрыта, но три года назад вновь стала выходить как веб-журнал «IT».
Мы на Примроуз-хилл-виллидж, получившей усилиями местных жителей статус охраняемой зоны. Таким образом они смогли не пустить сюда крупные транснациональные сети, такие как McDonalds и Starbucks , так что почти все здешние магазинчики и кафе - так называемые «независимые».
Мы останавливаемся возле ничем не примечательной строгой баптистской церкви. Майк раскрывает нашей группе страницы личной биографии: именно здесь каждую субботу он получал бесплатную еду и продукты.
«Без этого я бы не выжил, поэтому я всегда останавливаюсь у этой церкви», - признаётся наш гид.
Кого мы не увидели
Через полминуты мы уже в прекрасном тихом квартале, где дома расположены в форме каре, образуя закрытую с четырёх сторон площадь. Оказывается, здесь живёт целый цветник - Роберт Плант , Джуд Лоу
- его имя вызывает особый прилив чувств у туристов из Южной Кореи, - Гвен Стефани и даже лидер лейбористской партии Эд Милибэнд. Для многих вышеперечисленных, как поясняет Майк, это не единственная их недвижимость, но всё же…
Мы узнаём, у дверей какого именно паба Лиам Галлахер, вокалист Oasis, дал в глаз назойливому папарацци, тормозим у другого паба, где любят посиживать с кружечкой тёмного Харри Стайлз и Кейт Мосс; у Майка припасена история о том, как он сам не раз оказывался в компании супермоделей, поскольку это его «местный», то есть ближайший к дому, паб.

А вот и дом, где находится квартира Майка, выданная ему благотворительной организацией, основанной в 1920-е в помощь бездомным женщинам, правда, с годами этот фонд стал помогать и мужчинам тоже.
Наш гид говорит, что в его доме живут многие бывшие люди искусства , а соседний особняк принадлежит нынешнему Джеймсу Бонду - актёру Дэниэлу Крейгу
. Действительно, Камден - район контрастов, причём дичайших.
Во время прогулки вдоль канала Майк знакомит нас с ещё одним альтернативным стилем жизни: здесь пришвартованы лодки-баржи, на которых круглый год живут люди. Можно постоять в Камдене, потом в буквальном смысле отчалить и поплыть по каналу куда глаза глядят, например в Ливерпуль. Отсюда, как гласит указатель, до родины Битлз 302 мили.
Растаман с гитарой отвешивает поклон гиду и всей нашей группе, рядом бродяга радуется солнышку, лёжа на голом асфальте, мимо идут хипстеры и едят мороженое, кто-то сзади нетерпеливо звенит велосипедным звоночком - контрасты, контрасты…
Наша последняя остановка у знаменитого Камденского Lock 17. Когда-то здесь был 17-й шлюз, а потом стала музыкальная площадка, где играли группы в основном панк- и альтернативного рока : Clash, Sex Pistols, Ramones, The Smiths.
Майк тоже получил свои «пять минут славы», когда оказался на сцене вместе с солистом тогда ещё малоизвестных The Smiths Моррисси и спел их песню This Charming Man.
Легенды и мифы Камдена… Сколько же их здесь, в каждом пабе, в каждом клубе, у каждого, кто здесь регулярно бывает или живёт, есть свои истории, и Майк поделился с нами своей - уникальной, такой, которую не найдёшь ни в одном туристическом справочнике.
© Катерина Архарова
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба