19/04/2010 Постой, паровоз!
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о паровозах в Великобритании и СССР.
Ниже материал заметки приведён полностью.
В лондонском Гайд-парке во время весенних школьных каникул катали на ретро-паровозе.
Для реплики локомотива «Ракета», изобретённого британцами Джорджем и Робертом Стефенсонами в 1829 году, было проложено целых 150 метров рельсов.
Одним из первых на реплике прокатился ведущий британской версии программы «Топ Гир» Джеймс Мэй, а впоследствии короткому, но историческому путешествию радовались дети; их бабушки; энтузиасты, в качестве хобби коллекционирующие номера и фотографии поездов, и… все остальные.
В Британии вообще трепетно относятся к паровозам. Силами добровольцев на ходу поддерживаются сотни поездов, которые ещё в конце 60-х годов двадцатого века вышли из эксплуатации, уступив место тепловозам (а потом и электровозам) на основных железных дорогах страны.
Паровоз номер один
А «Ракета», конечно, находится в самом начале хит-парада британских сувенирных паровозов - всё-таки она была первым в мире пассажирским поездом с паровым двигателем. Абсолютно идентичную копию знаменитого локомотива, которая жила и дышала в Гайд-парке в течение нескольких недель в апреле, создали в 1979 году по случаю 150-летия оригинала.
Построенная за 4 года до появления своего первого российского собрата, паровоза Черепановых, «Ракета» считается прообразом всех остальных последовавших за ней локомотивов - в основном, благодаря уникальному ноу-хау Стефенсона, замечательному трубчатому котлу.
Достоинства «Ракеты» вывели её вперёд на единственном за всю историю конкурсе паровозов, который прошёл 180 лет назад.
«Этот поезд победил на Рейнсхилльских состязаниях», - рассказывает Чарли Берд, который работает в Национальном музее железных дорог в графстве Йоркшир, а весь апрель управлял «Ракетой» в Гайд-парке.
«Это были соревнования с целью найти лучший паровоз для железной дороги между Манчестером и Ливерпулем, и „Ракета“ во много раз превзошла всех соперников».
Наперегонки с лошадью
Несмотря на то, что этот поезд может развивать скорость до 30 миль в час, настолько сильно в Гайд-парке его не разгоняли. Иначе паровоз не смог бы вовремя остановиться и врезался бы в билетную кассу, сказал мне машинист Чарли Берд.
Современные поезда, оперирующие в Британии, разгоняются до 230 км/ч. По сравнению с этим, 30 миль (или 50 километров) в час, конечно, кажутся черепашьей скоростью. Однако в 1829 году «Ракета» произвела фурор.
«В те времена люди даже представить себе не могли, каково это путешествовать на скорости 50 километров в час, потому что до этого вагоны приводили в движение лошади. Некоторые даже думали, что от такой скорости у тебя лопнут лёгкие», - говорит Чарли Берд.
Но вряд ли подобные страхи беспокоили современных пассажиров «Ракеты». Особенно тех из них, кто привык развлекаться на «американских горках» и прочих аттракционах, способствующих выделению адреналина.
Я спросила у одного семилетнего пассажира, не было ли ему скучно. «Нет, всё равно было круто. Всё-таки у этого поезда старинный двигатель», - ответил мальчик, который явно предпочитает острым ощущениям историю. Как и его бабушка.
«Мне поездка напомнила о былых временах - о паровозах сороковых-пятидесятых годов», - рассказала она.
«Гудок был таким же, из трубы шёл дым… Путешествовать на поездах тогда было намного романтичнее, чем сейчас. Они были медленнее, но зато практичнее, и таких толп людей как сейчас в поездах не было».
Медленнее, но практичнее
Похожим образом отзывались о другом прославившемся паровозе, «Торнадо», пассажиры обычного электрического поезда, пытавшиеся выбраться из Лондона перед прошлым Рождеством.
Из-за холода и снега рядовой немецкий поезд модели Electrostar вышел из строя, и его пассажиры так бы и остались прозябать на вокзале Виктория, если бы ни галантно предложивший их выручить «Торнадо».
Этот паровоз (кстати, современный, построенный в 2008 году) в тот день тоже возил туристов из Лондона в графство Кент и обратно, но в отличие от электрического собрата, натиск холодной погоды он выдержал.
Практичностью отличалась и «Ракета», которая, как утверждает Чарли Берд из Национального музея железных дорог Британии, по сути представляет собой «большой чайник на колёсах».
«Горячий уголь подогревает воду, а дым потом выходит из выхлопной трубы», - объясняет специалист. «В плане топлива этот локомотив довольно экономичен. Чтобы завести его с утра нужно где-то двадцать пять килограммов угля, но зато потом в течение дня ты подсыпаешь немного - по мере необходимости».
Стратегический резерв
Неприхотливые и надёжные паровозы были резервным железнодорожным транспортом в СССР на случай войны. Когда страна перешла на тепловозы и электровозы на многих крупных станциях тысячи паровозов поддерживали на ходу.
«Паровоз, который на любом виде топлива ходит - и на угле, и на дровах, и на мазуте - он может заменить электровозы и тепловозы в случае чего. Быть как вспомогательное средство для перевозок», - рассказывает Алексей Вульфов, председатель общества любителей железных дорог.
По его словам, на стратегических базах стояли тысячи паровозов, которые в начале девяностых начали превращать в металлолом по постановлению правительства.
В Великобритании сейчас действуют десятки ретропаровозов - именно как культурные памятники или развлечение для туристов. Как правило, эти локомотивы поддерживают на ходу добровольцы - энтузиасты. Общество любителей железных дорог в России пытается делать похожую работу.
На энтузиазме
«Мы начали заниматься ретро-поездами 19 сентября 1990 года, - говорит Алексей Вульфов. - Тогда наше общество организовало первую ретро-поездку по маршруту Торжок - Осташково Октябрьской железной дороги. С тех пор таких поездок было организовано порядка 45. В процессе обучается бригада, обкатывается сам паровоз и производится фотосъёмка» .
Изначально общество любителей железных дорог осуществляло ретро-поездки исключительно в целях воссоздания исторической атмосферы, но с 2009 года появилось и коммерческое направление. Как в Британии и многих других странах, туристы теперь могут покататься и на старых советских паровозах.
Учитывая насколько практичны и любимы публикой паровозы, может быть стоит их вернуть на рельсы в качестве пассажирского транспорта?
«Не думаю, что это будет практично», - не согласен Чарли Берд из Британского музея железных дорог.
«Многим кажется, что в паровозах много гламура, но если представить себе, что чтобы завести локомотив нужно вставать в пять утра, растапливать его два часа и потом работать до упаду на жутком холоде, в грязи… - интерес теряется. Вряд ли кто-то в наши дни согласится на такую работу».
С британским специалистом солидарен и Алексей Вульфов из российского общества любителей железных дорог.
«Как показывает мировой опыт, никто к этому не возвращается, - отмечает он. - Хотя, несомненно, паровоз должен быть сохранён как традиция - для России великая, для всего мира великая. В мире это понимают, а Англии особенно. К счастью, мы должны отметить, что нам в этом помогают руководители РЖД. Так что мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы сберечь паровозы живыми».
© Анна Дородейко
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба