25/02/2018 Как «научиться учиться». Часть 3 - тренируем память «по науке»
Впервые опубликовано на сайте Хабр
На сайте Хабр была опубликована заключительная статья университета ИТМО о том, как лучше учиться.
Ниже материалы статьи приведены полностью.
Мы продолжаем рассказ о том, какие техники, подтверждённые научными экспериментами, могут помочь в учёбе в любом возрасте.
В первой части мы обсуждали очевидные рекомендации вроде «грамотного распорядка дня» и прочих атрибутов здорового образа жизни.
Во второй части речь шла о том, как дудлинг помогает лучше фиксировать материал на лекции, а рассуждения о предстоящем экзамене позволяют получить более высокую оценку.
Сегодня говорим о том, какие советы учёных помогают запоминать информацию эффективнее, а забывать важные сведения - медленнее.
Сторителлинг - запоминание через понимание
Один из способов лучше запомнить информацию (например, перед важным экзаменом) - сторителлинг. Разберёмся, почему. Сторителлинг - «донесение информации через историю» - приём, который популярен сейчас в огромном количестве сфер: от маркетинга и рекламы до публикаций в жанре нон-фикшн . Суть его, в самом общем виде, заключается в том, что набор фактов рассказчик превращает в нарратив, последовательность взаимосвязанных событий.
Такие истории воспринимаются намного легче, чем слабо связанные между собой данные, поэтому приём можно использовать при запоминании материала - попытаться выстроить информацию, которую необходимо запомнить, в историю (или даже несколько историй). Конечно, такой подход требует креативности и немалых усилий - особенно если нужно, например, запомнить доказательство теоремы - когда речь заходит о формулах, становится не до историй.
Однако и в этом случае можно использовать приёмы, косвенно связанные со сторителлингом. Один из вариантов предлагают, в частности, учёные из Колумбийского Университета (США), опубликовавшие в 2017 году результаты своего исследования в журнале Psychological Science.
Специалисты, работавшие над исследованием, изучали влияние критического подхода к оценке информации на способность воспринимать и запоминать данные. Критический подход чем-то похож на спор с «внутренним скептиком», которого не удовлетворяют ваши доводы и который подвергает сомнению всё, что вы говорите.
Как проводилось исследование: 60 студентам-участникам эксперимента предоставили вводные данные. Они включали информацию о «выборах мэра в некотором городе Х»: политические программы кандидатов и описание проблем выдуманного городка. Контрольную группу попросили написать эссе о достоинствах каждого из кандидатов, а экспериментальную - описать диалог между участниками политического шоу, обсуждающими кандидатов. Обеим группам (контрольной и экспериментальной) затем предложили написать сценарий телевизионного выступления в пользу понравившегося кандидата.
Выяснилось, что в итоговом сценарии экспериментальная группа привела больше фактов, использовала более точные формулировки и продемонстрировала лучшее понимание материала. В тексте для ТВ-ролика студенты из экспериментальной группы продемонстрировали различия между кандидатами и их программами и привели больше информации о том, как понравившийся кандидат собирается решать городские проблемы.
Более того, экспериментальная группа выразила свои идеи более точно: среди всех студентов экспериментальной группы только 20% привели в заключительном сценарии ТВ-ролика заявления, не подтверждённые фактами (т.е. вводными данными). В контрольной группе такие заявления сделали 60% студентов.
Как заявляют авторы статьи, проработка различных критических мнений в отношении определённого вопроса способствует более тщательному его изучению. Этот подход влияет на то, как вы воспринимаете информацию - «внутренний диалог с критиком» позволяет не просто принимать знания на веру. Вы начинаете искать альтернативы, приводить примеры и доказательства - и таким образом глубже разбираетесь в вопросе и запоминаете больше полезных деталей.
Такой подход, к примеру, помогает лучше подготовиться к каверзным вопросам на экзамене. Конечно, вы не сможете предугадать всё, о чём может спросить вас преподаватель, но будете чувствовать себя намного более уверенным и подготовленным - так как уже «проиграли» в голове похожие ситуации.
Кривая забывания
Если «диалоги с самим собой» - хороший способ лучше понять информацию, то знание о том, как работает кривая забывания (и как её можно обмануть) поможет удерживать полезную информацию как можно дольше. В идеале - сохранить знания, полученные на лекции, вплоть до экзамена (и, что ещё важнее, после него).
Кривая забывания - не новое открытие, впервые этот термин был введён немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году. Эббингауз занимался изучением механической памяти и смог вывести закономерности между временем с момента получения данных, количеством повторений и процентом информации, которая в итоге сохраняется в памяти.
Эббингауз проводил эксперименты по тренировке «механической памяти» - по запоминанию ничего не значащих слогов, которые не должны вызывать в памяти никаких ассоциаций. Запоминать бессмыслицу крайне сложно (такие последовательности «выветриваются» из памяти очень легко) - однако кривая забывания «работает» и по отношению к вполне осмысленным, значимым данным.
Например, в отношении университетского курса интерпретировать кривую забывания можно следующим образом: сразу после посещения лекции вы обладаете неким объёмом знаний. Его можно обозначить за 100% (грубо говоря, «вы знаете всё, что вы знаете»).
Если на следующий день вы не вернётесь к своим лекционным записям и не повторите материал, то к концу этого дня в вашей памяти останется лишь 20-50% всей полученной на лекции информации (повторимся, это доля не от всей информации, которую дал на лекции преподаватель, а от всего, что лично вам удалось на лекции запомнить). Через месяц при таком подходе вы сможете вспомнить примерно 2-3% полученной информации - в итоге, перед экзаменом вам придётся основательно засесть за теорию и учить билеты практически с нуля.
Выход тут довольно прост - чтобы не заучивать информацию «как в первый раз», достаточно регулярно повторять её по записям с лекций или по учебнику. Конечно, это довольно скучная процедура, но она может сэкономить достаточно много времени перед экзаменами (и надёжно закрепит знания в долгосрочной памяти). Повторение в данном случае служит явным сигналом для мозга о том, что данная информация действительно важна. В итоге подход позволит и лучше сохранить знания, и быстрее «активировать» доступ к ним в нужный момент.
Например, канадский Университет Ватерлоо советует своим студентам придерживаться следующей тактики: «Основная рекомендация - уделять повторению пройденного примерно полчаса в будни и от полутора до двух часов - в выходные. Даже если вы сможете повторять информацию только 4-5 дней в неделю, вы всё равно запомните намного больше 2-3% данных, которые остались бы в вашей памяти, если бы вы не делали вообще ничего».
TL;DR
Чтобы лучше запомнить информацию, попробуйте использовать технику сторителлинга. Когда вы связываете факты в историю, нарратив, вы запоминаете их лучше. Конечно, такой подход требует серьёзной подготовки и не всегда эффективен - сложно придумать повествование, если приходится запоминать математические доказательства или формулы по физике.
В этом случае хорошая альтернатива «традиционному» сторителлингу - диалог с самим собой. Чтобы лучше разобраться в предмете, попробуйте представить, что вам возражает воображаемый собеседник, а вы пытаетесь его убедить. Этот формат более универсален, и при этом обладает рядом положительных особенностей. Во-первых, он стимулирует критическое мышление (вы не принимаете на веру факты, которые стараетесь запомнить, а ищете доказательства, подтверждающие вашу точку зрения). Во-вторых, этот метод позволяет глубже разобраться в вопросе. В-третьих, (что особенно полезно накануне экзамена) эта техника позволяет вам отрепетировать каверзные вопросы и потенциальные узкие места в вашем ответе. Да, такая репетиция может отнять много времени, но в некоторых случаях она гораздо эффективнее, чем попытка механически зазубрить материал.
Кстати о механическом заучивании - помните про кривую забывания. Повторение пройденного материала (например, по конспектам с лекций) в течение хотя бы 30 минут ежедневно позволит вам удержать в памяти большую часть информации - так, чтобы накануне экзамена вам не пришлось учить тему с нуля. Сотрудники Университета Ватерлоо советуют провести эксперимент и опробовать технику такого повторения хотя бы в течение двух недель - и проследить за своими результатами.
А если вы переживаете, что ваши конспекты не очень-то информативны, попробуйте техники, о которых мы писали в прошлых материалах.
Впервые опубликовано на сайте Хабр