Агентство Лангуст [переход на главную]

Счастливого Нового Года!

May you all be healthy, happy and successful in 2022!

Счастья и любви, добра и здоровья всем вам в 2022 году!

До встречи в феврале 2022 года!

31/12/2021 12 вопросов о Деде Морозе
Впервые опубликовано на сайте проекта Arzamas

На сайте проекта Arzamas была опубликована статья о Деде Морозе купить подарки к Новому Году.

Ниже материалы статьи приведены полностью.

На самом деле Дед Мороз - злое славянское божество? Кто придумал Снегурочку? Почему советская власть вернула новогодние ритуалы - вплоть до ёлок в ГУЛАГе? И наконец, зачем дети встают на табуретку и читают Деду Морозу стишок? Отвечаем на эти и другие вопросы.

Памяти Елены Душечкиной, автора прекрасной книги «Русская ёлка. История, мифология, литература». купить книги по истории, археологии и этнографии

1. Когда появился Дед Мороз?

Вкратце. На самом деле их было несколько, и все они появились в разное время.

На вопрос, когда появился Дед Мороз, ответить невозможно просто потому, что Дедов Морозов - и совершенно разных - было несколько. Неудивительно, что вокруг его биографии возникает столько споров и мифов.

В середине XIX века в русской литературе купить книги русских и российских авторов появляется придуманный, якобы мифологический персонаж Мороз Иванович, хозяин зимнего времени, который испытывает детей и даёт им сложные поручения. Он ещё не имел отношения к празднованию Рождества или Нового года, зато его образ активно использовали литераторы, стремившиеся реконструировать славянскую мифологию (об этом ниже).

Во второй половине XIX века в российских городах начинает распространяться немецкий обычай украшать на Рождество ёлку. Под неё ставили покрытого инеем и сосульками русского мифологического старика Мороза Ивановича, олицетворявшего зиму. Так немецкое Рождество превратилось в русский праздник, а литературный образ стал рождественским украшением.

И только в середине 1930-х годов возник тот Дед Мороз, которого мы хорошо знаем сегодня: в 1937 году была проведена первая привычная нам новогодняя ёлка. В здании московского Дома Союзов к детям, хором звавшим Деда Мороза, явился старик с маленькой девочкой - Снегурочкой. Он раздавал подарки, командовал праздником и стучал посохом.

2. Прообраз современного Деда Мороза создали русские писатели?

Вкратце. Это отчасти так.

В 1856 году любитель славянских древностей - его можно было бы назвать фольклористом, но тогда такого слова ещё не было - Александр Афанасьев опубликовал первое собрание русских народных сказок купить русские народные сказки, которые он собирал и записывал со слов крестьян, ямщиков, бродячих торговцев. В России такого никогда ещё не делали: Афанасьев вдохновлялся примером братьев Гримм купить произведения братьев Гримм, которые точно так же собирали немецкие сказки, а потом издали их отдельной книгой. В сборнике Афанасьева появляется народная сказка о Морозко: это зимний дух, который даёт каверзные поручения двум девушкам, встретившимся с ним в зимнем лесу.

Но ещё раньше, в 1841 году, сказку с таким же сюжетом опубликовал Владимир Одоевский купить произведения Владимира Фёдоровича Одоевского. Причём он явно знал народный текст. Писатель-романтик, вслед за братьями Гримм видящий в сказках подлинный дух народа, не смог пройти мимо такой истории. Убрав жестокость и усилив воспитательные интонации, он написал для детей сказку «Мороз Иванович».

И в литературной, и в народной версии добрую девочку, а потом и её ленивую сводную сестру посылают к Морозу Ивановичу (в фольклоре - Морозко). Но в народной сказке старуха отправляет свою приёмную дочь в зимний лес, чтобы избавиться от неё. А в сказке Одоевского добрую девочку никто не собирается убивать, просто с ней случается мелкая неприятность: она роняет ведёрко в колодец - няня отправляет её за пропажей.

Романтический Мороз Иванович Одоевского - это покрытый инеем старик, живущий в ледяной избушке на дне холодного колодца. События в сказке происходят летом - надо же ему где-то прятаться! А народный Морозко прыгает с ветки на ветку по замёрзшим деревьям в лесу. Оба Мороза испытывают встретившихся на пути девушек. В народном варианте испытание более жестокое: Морозко пытается напугать их холодом и болью. В литературной версии героини получают несложные задания: взбить перину купить матрасы, кровати, аксессуары, убрать дом и приготовить еду заказать здоровую еду с доставкой на дом (ведь этими умениями должна была обладать каждая девочка). Эти задачи, которые даёт Мороз Иванович, в каком-то смысле стали прообразом известного новогоднего испытания: чтобы получить подарок, нужно встать на табуретку и рассказать стишок Деду Морозу.

В итоге народный Морозко даёт трудолюбивой девушке богатое приданое (и теперь она может удачно выйти замуж) - предел мечтаний в крестьянской семье. Литературный Мороз Иванович предлагает ей на память «брильянтик - косыночку закалывать». Ну и наконец, ленивых девушек тоже ждёт разная судьба: Морозко их убивает, а Мороз Иванович всего лишь оставляет без «брильянтика». создай своё уникальное кольцо с бриллиантом

В 1863 году Николай Некрасов написал поэму «Мороз Красный Нос», сюжет которой прост и печален купить произведения Николая Алексеевича Некрасова. У крестьянки Дарьи умирает муж, она его хоронит. Наступает зима. Чтобы спасти своих детей, Дарья отправляется за дровами в лес, где замерзает насмерть. Её гибель описывается как встреча с воеводой Морозом, образ которого напрямую заимствован из сказки «Морозко». Некрасовский Мороз тоже ходит по деревьям и испытывает героиню, спрашивая: «Тепло ли тебе, молодица?»?

Описание шествия воеводы Мороза по зимнему лесу вошло во все хрестоматии и учебники купить всё для школы:

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Добрый Мороз Иванович Одоевского и суровый Мороз-воевода Некрасова из литературы XIX века постепенно сливаются в привычный нам образ Деда Мороза.

3. Откуда взялось представление о том, что Дед Мороз - языческое божество?

Вкратце. Его специально распространяли большевики в 20-е годы.

Антирождественская демонстрация советских детей. 1929 год

Историю о том, что Дед Мороз - это языческое божество, причём злое, намеренно распространяли в конце 1920-х - начале 1930-х годов (в 1934 году Деда Мороза вернул Сталин). В борьбе с церковными суевериями молодое Советское государство пыталось искоренить празднование Рождества и Нового года. Дореволюционные традиции подвергались осмеянию или разоблачению. Дед Мороз был объявлен пережитком языческого прошлого. Говорили, что раньше он был божеством, «духом ёлки», а славяне приносили ему жертвы и развешивали их на ветвях деревьев. Якобы именно в память об этом ёлку украшают фигуркой Деда Мороза.

На самом деле в XVIII-XIX веках русские крестьяне не знали никакого Деда Мороза - даже духа, отвечающего за мороз и холод, у них не было. В сказках XIX века появляется Морозко, который олицетворяет собой зиму, но нельзя сказать, что все персонажи сказок - это божества, которым когда-то поклонялись (не существовало же культа Бабы Яги, а в сказках она есть).

Зимой русские крестьяне праздновали Святки - время после Рождества, когда, согласно традиционным представлениям, граница между нашим и потусторонним миром становится тоньше, из-за чего разгуливается нечистая сила. В эти дни было принято не только веселиться и играть, но и пугать односельчан: молодые люди переодевались в чертей и ходили по домам. Также в это время гадали и приглашали на праздничное угощение дедов - покойных предков, которые отвечали за благополучие всей семьи. Иногда, предлагая отведать поминальную пищу, к этому предку уважительно обращались - пан Мороз или Мороз Васильевич. Но тот дух не вручал детям подарки. Наоборот, угощение оставляли ему, а в ответ ждали, например, богатого урожая. Тем не менее именно это ожидание встречи с кем-то из другого мира роднит традиционные Святки с современным празднованием Нового года.

4. Откуда взялась традиция наряжать новогоднюю ёлку?

Вкратце. От жителей немецких земель в XVII веке.

В традиционной культуре многих народов деревья использовались в самых разных ритуалах, а особенно в ритуалах календарных, когда жители деревень отмечали переход от одного времени года к другому. Дерево было полноправным участником этих обрядов: оно подчёркивало связь людей с природой. К примеру, в средневековой Европе - от Дании и до Германии - в мае устраивали праздники: носили по деревне майское дерево? и плясали вокруг него. Дерево использовалось индоевропейцами и в зимних календарных праздниках, приуроченных к моменту, когда солнечные дни будут становиться длиннее, а значит, начнётся новый цикл. Древние кельты очень любили в это время вешать в жилище вечнозелёную омелу, чтобы подчеркнуть повторяемость циклов и вечную жизнь природы. Этот обычай сохраняется в Англии до сих пор, причём если застать под омелой девушку, её можно безнаказанно поцеловать. Сохранились средневековые легенды, согласно которым у кельтов и германцев в день зимнего солнцестояния дерево покрывалось чудесными цветами, что символизировало начало нового года. В XV веке расцветшее перед 25 декабря дерево начали интерпретировать как знак рождения Христа.

Мартин Лютер в кругу семьи отмечает Рождество в 1536 году в Виттенберге. Около 1869 года

В 1605 году впервые упоминается украшенная дома ель, под которой дети наизусть читают фрагменты Библии купить христианскую литературу и получают в награду подарки. Обычай зажигать на ёлке свечи становится популярен среди немцев во время Реформации, когда набирает силу протестантство и люди изобретают обряды, которые позволяют им по-новому почувствовать связь с Богом. По одной легенде, ёлку, украшенную зажжёнными свечами, в подарок за правильное поведение оставляет ангел. По другой - ставить ёлку придумал Мартин Лютер, чтобы напомнить людям о доброте Бога.

Этот обычай очень понравился Петру Первому. В 1699 году после путешествия по немецким, английским и голландским землям он велел своим подданным праздновать новолетие 1 января, а не 1 сентября и украшать дома еловыми ветками. После смерти императора новый обычай забыли. Только возле кабаков по-прежнему стояли украшенные ёлки: так как питейные заведения существовали за счёт государственной лицензии на водку купить самогонный аппарат, их хозяева старались соблюдать закон. Фраза XIX века «Пойдём к Ёлкину!» стала означать «Пойдём выпьем!».

К середине XIX века традиция ставить в гостиной и украшать ель постепенно завоевала Европу и Америку. В этом принимали участие царствующие особы. Например, в 1840 году королева Виктория вышла замуж за немецкого принца Альберта. Перед Рождеством он решил порадовать жену необычным развлечением - ёлкой. Англичане сразу бросились подражать королевской семье, и ёлки появились во всех уголках Британской империи. В 1853 году в Петербурге на Екатерингофском вокзале, где был сад для гуляний, установили первую публичную ёлку. Смотреть на неё приходили люди всех сословий.

5. Как связаны Дед Мороз и Санта-Клаус?

Вкратце. Они что-то вроде сводных братьев.

Всё началось с одного из самых популярных святых христианского мира - Николая Мирликийского, покровителя детей. День святого Николая праздновался 6 декабря и постепенно слился с Рождеством. Именно с ним связан обычай, распространённый во многих скандинавских странах: накануне Дня святого Николая дети писали записки с просьбами ему и оставляли их в каминных трубах или башмаках. Отсюда взялись и носки для подарков.

Голландцы, эмигрировавшие в Америку, привезли с собой легенду о святом Николае, который заботится о всех детях. Они называли его Sinterklaas, то есть святой Клаус [Клаус — сокращение от Николаус]. Именно в США и Канаде в середине XIX века формируется привычный нам образ Санта-Клауса - толстого весёлого старичка с роскошной бородой. А в России в это время постепенно возникает свой новогодний персонаж - Дед Мороз. Конечно, их пути пересекаются: представление о Деде Морозе, который приезжает на санях и тайно оставляет детям подарки, возникает не без влияния Санта-Клауса.

6. Кто такая Снегурочка? Почему она именно внучка, а не дочка Деда Мороза?

Вкратце. Они вообще не родственники.

Александр Афанасьев, который опубликовал сказку о Морозко, хотел восстановить древнюю мифологию славян купить мифы, легенды, эпосы славян, поэтому он уделял огромное внимание персонажам, связанным с силами природы. Результатом этого увлечения стал знаменитый труд «Поэтические воззрения славян на природу», который он писал в 1860-е. Найденную им сказку о бездетной паре, которая делает из снега девочку и называет её Снегуркой, Афанасьев считал осколком предания «о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега». Но Афанасьев был не совсем прав: никакого культа облачных духов у славян никогда не было, зато трагическая история искусственной девочки тронула сердца современников [Снегурка очень хотела быть как люди. Весной она пошла прыгать через костёр с подружками и растаяла.]. Не одно поколение детей рыдало над историей о Снегурочке - так ласково называли Снегурку.

Эта история запомнилась и Александру Островскому, автору «Грозы» и «Бесприданницы» купить произведения Александра Николаевича Островского. В его пьесе «Снегурочка» 1873 года описан совершенно безответственный родитель Мороз, который вместе со своей супругой весной зачал дочь Снегурочку. Бога Ярило нарушение естественного закона так разозлило, что он решил убить дочь Весны и Мороза. Гибелью Снегурочки от его лучей и заканчивается пьеса. Николай Римский-Корсаков сделал из этого странного сюжета популярную оперу купить записи классической музыки, после чего Снегурочка («снежная дева», как её называли некоторые поэты) становится постоянной гостьей в литературных текстах, особенно детских. Тогда же появляется сюжет рассказа, в котором перед Рождеством дети находят в сугробе маленькую снежную девочку, зовут её в дом и пытаются безуспешно обогреть. Так Снегурочка стала частью рождественской литературы и - так же, как Дед Мороз, - украшением ёлки.

Правда, о её отношениях с Дедом Морозом никто ещё не догадывался. Только в 1937 году, на первой советской ёлке, Дед Мороз и Снегурочка выступили как пара. Советский новогодний ритуал был довольно интерактивным и предполагал постоянное общение с детьми. Снегурочка (девочка школьного возраста) была введена в сценарий в качестве такого посредника: методисты считали, что персонаж-девочка вызовет больше доверия у детей. Кроме того, советская культура того времени пропагандировала десексуализацию образов, обращённых к детям. В 1930-е годы педагоги считали, что кукла должна выглядеть как ребёнок, а не как буржуазная барышня. Поэтому Снегурочку называли именно внучкой Деда Мороза (видимо, наличие у старика Мороза молодой дочки вызывало вопросы).

7. При советской власти Деда Мороза вообще не было. И ёлки тоже?

Вкратце. Это правда, но только до 1935 года.

В 1920-х годах большевики старались искоренить старые буржуазные праздники, в том числе и Рождество со всеми атрибутами. Однако в 1935 году всё резко изменилось. 28 декабря в главной советской газете «Правда» вышла статья известного советского деятеля Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». Конечно, это была не его личная инициатива. Сталинское государство нуждалось в новом ритуале, и неудивительно, что на устройство этого праздника тратилось очень много усилий и денег. С 1936-го Новый год снова стали праздновать официально. В 1937 году литератор Нина Покровская, узнав об этом, рассказывает своим детям о новой старой традиции - о ёлке, о подарках, о Деде Морозе из далёкого прошлого, времён бабушек и дедушек:

«А теперь вернулась в нашу жизнь такая милая, такая трогательная традиция, как душистая ёлочка. Мы рассказали детям, какие ёлки устраивали для нас наши родители и бабушки и какое жаркое участие принимали в этом мы сами. Клеили золотые и серебряные цепи, делали игрушки, золотили орехи. Под нарядной, освещённой огоньками свечей ёлкой все члены семьи находили себе подарки. И дети верили, что принёс их Дед Мороз».

8. Зачем советской власти был нужен Дед Мороз?

Вкратце. Чтобы жители СССР почувствовали себя единым народом с едиными традициями.

Никита Хрущев на детском новогоднем празднике в Большом Кремлевском дворце. 1955–1959 годы

У любой группы людей, которая осознаёт себя как сообщество, возникают свои коллективные ритуалы - повторяющиеся действия, которые имеют символическое значение. А ещё они вызывают сильные эмоции, и нас объединяют как воспоминание об этих эмоциях, так и желание испытать их снова.

Советские руководители очень хорошо понимали практический смысл таких коллективных ритуалов. Новый год и Дед Мороз вернулись к советским людям к 1937 году, когда жизнь в Советской России была уже совершенно не похожа на то, что было двадцать лет назад. Возникли колхозы и фабрики, система ГУЛАГа и «десять лет без права переписки», а в детских садах и школах училось поколение новых советских людей, малознакомое с Рождеством. Именно для них сталинское Политбюро создало новый ритуал новогодней ёлки, не единственный из созданных в СССР, но самый успешный. Дети, живущие в разных частях СССР, должны были ощущать себя единым советским народом. Новый праздник давал им возможность испытывать одни и те же радостные эмоции - вне зависимости от того, где в этот момент были их родители. Именно об этом вновь и вновь напоминалось в методичке для организаторов советских ёлок в сталинское время:

«Особое внимание должно быть уделено подготовке и проведению новогодних ёлок, на которых миллионы детских голосов сольются в единой песне со взрослыми, песне нашей силы и мощи, песне победы, песне, славящей великого вождя народов товарища Сталина».

Именно поэтому начиная с 1937 года советским учреждениям предписывали в обязательном порядке устраивать ёлки с Дедом Морозом. Они проводились везде и всегда, даже во время войны. Вот как одна из воспитательниц описывала детсадовскую ёлку в Ленинграде 4 января 1942 года, когда город был уже в окружении, еды и сил катастрофически не хватало, наступил голод:

«Коллектив начал готовиться к празднику новогодней ёлки. С детьми решили ничего не готовить, так как они были очень слабы. <…> Ёлка была нарядная, но дети были как старички, сидели и только смотрели, на личиках была утомлённость, морщины придавали личику старческий вид. Танцевать не хотели и только сидели. Я следила за выражением лиц детей, и их лица ничего не говорили, несмотря на то что действующие лица на сцене были красиво одеты - Дед Мороз, зайчик, волк, медведь и др., - лица детей представляли сухость, безразличие - словом, ни на что не реагировали. Жутко было смотреть на них, им больше хотелось полежать под тёплым одеяльцем».

Дед Мороз приходил даже туда, где детей вообще не было - в лагеря. Пробывшая много лет в ГУЛАГе Тамара Милютина вспоминает, как в 1946 году в их лагере для инвалидов в Кемеровской области праздновали Новый год. Зрителями были и заключённые, и лагерное начальство, костюмы шили зэчки, а один из зэков был Дедом Морозом:

«Зал - если так можно назвать барак со скамейками - был набит начальством и заключёнными. Конферанс вёл Лёвенберг, одетый Дедом Морозом. Он взошёл на сцену, легко неся на плече мешок, и вытряхнул из него Новый год - девочку-малолетку [Скорее всего, имеется в виду заключенная, которая получила срок, будучи несовершеннолетней, а потом была переведена во взрослый лагерь.], затянутую в трико и имевшую на спинке и груди блестящие цифры: «1946». Костюм этот мастерил персонал женского стационара».

9. Чем советский ритуал отличался от дореволюционного?

Вкратце. Как раз Дедом Морозом, а также сценарием праздника.

В дореволюционном ритуале не хватало главного - живого Деда Мороза. Была нарядная игрушка, были сказка Одоевского, поэма Некрасова, пьеса Островского, опера Римского-Корсакова, где Дед Мороз был полноценным персонажем, было родительское объяснение «подаркогенеза» - было всё, кроме сценария, где актёр, переодетый в Деда Мороза, приходил к каждому ребёнку.

После решения вернуть ёлку советским детям (а на самом деле создать новый ритуал) начали активно разрабатывать сценарий праздника. В том же году начали проводить небольшие пробные праздники. На одном из них - в детском саду - показали нового персонажа, Деда Мороза, и дети слегка удивились, приняв его за «дедушку из колхоза» (видимо, за счёт тулупа, шапки, длинной бороды и, может быть, посоха). Из этой истории мы понимаем, что Дед Мороз как персонаж до 1936 года никому знаком не был, поэтому методисты советовали знакомить с ним детей аккуратно. В 1936 году на роль дарителей подарков пробуются самые разные персонажи: и снежная баба, и Петрушка, и зайчик, но им всем было далеко до Деда Мороза. Разработчики ритуала писали:

«Наибольший восторг был вызван въездом Деда Мороза. <…> По эмоциональности своей весь праздник не имел ничего более яркого».

Финальный вариант новогоднего сценария 1937 года разыгрывал сказку - нечто среднее между «Морозом Ивановичем» и «Морозко». Он включал призывание Деда Мороза к детям или его поиски, а также совместное решение трудных задач. Снегурочка выполняла роль помощницы Деда Мороза.

После войны детей сотрудников регулярно приглашали на ёлки с Дедами Морозами в учреждения, а профкомы стали направлять Дедов Морозов по домам (а ещё Дедами Морозами подрабатывали студенты). Приход Деда Мороза «с маминой работы» стал важной частью семейного праздника. Ему надо быть спеть песенку и рассказать стишок, а взрослые могли выпить с ним на кухне. Постепенно организацией детского праздника с участием Деда Мороза стали заниматься уже не только и не столько профсоюзы, сколько сами родители. Например, в 1970-80-е годы две семьи часто договаривались, и один папа шёл изображать Деда Мороза к своим друзьям, чтобы их дети его не узнали.

10. У Деда Мороза красная шуба? Ой, нет, белая… Запутались!

Вкратце. Раньше была белая, а теперь всё чаще красная, как у Санта-Клауса.

На внешний облик Деда Мороза повлияла уже упомянутая опера Римского-Корсакова «Снегурочка», костюмы которой создавались в псевдорусском стиле. Поэтому игрушечный Дед Мороз на рубеже XIX-XX веков изображался либо как боярин - в шубе, либо как крестьянин - в простом тулупе. Но его костюм всегда был белым: он же отвечает за зиму! Первые упоминания красной шубы встречаются в текстах периода Второй мировой войны. К примеру, автор дневника 1942 года удивляется красной шубе и думает, что это намёк на Красную армию: «У дверей в залу стоял Дед Мороз. Почему-то он в красном в этом году, точно символ». Чем ближе к нашему времени, тем чаще Дед Мороз появляется в красном костюме. Это напрямую связано с тем, как изображали его кузена - Санта-Клауса. Впрочем, Санта-Клаус носил яркую одежду ещё с XIX века (и нет, это совершенно не связано, как многие думают, с рекламой кока-колы).

11. Зачем Дед Мороз спрашивает, хорошо ли ребёнок себя вёл в уходящем году? И почему надо вставать на табуретку и читать ему стишок?

Вкратце. Так ребёнок должен был проявить себя как достойный член советского общества.

Дарообмен - вещь очень древняя. До недавнего времени в рождественскую ночь кубинские дети прятали под кроватью три стакана воды. Эта вода предназначалась лошадям, на которых ездят волхвы. На Кубе считается, что в рождественскую ночь они обходят землю и оставляют подарки. Напоить лошадь путника - это первый закон гостеприимства и способ задобрить сверхъестественного гостя, сделав ответный дар. Так между ребёнком и владельцем подарка возникает дарообмен. В XIX веке голландские и скандинавские дети в обмен на будущие подарки оставляли у камина еду, но не волхвам, а святому Николаю.

Советский ритуал общения с Дедом Морозом сохранил в себе следы традиционного дарообмена. Крестьянки Русского Севера в XIX веке (а некоторые и до сих пор) наливали молоко в блюдце домовому, а не кошке: кошка прокормится сама, а с домовым надо поддерживать отношения дарообмена, иначе он не будет присматривать за домом и скотиной. Пастухи, у которых ушла в лес корова, клали на опушке кусок хлеба с солью - для лешего, чтобы он вернул скотину хозяину. Некоторые мои собеседники рассказывают, что их родители или бабушки и дедушки тоже рекомендовали оставлять под ёлкой что-нибудь вкусное в ответ (а иногда морковку - может быть, для оленя Дедушки Мороза, как воду на Кубе для коня волхва). Моя коллега из Иркутска рассказывала, что её бабушка на старый Новый год (13 января) всегда оставляла хлеб и соль под ёлкой, потому что Деда Мороза надо угостить. А ещё бабушка считала, что в эти дни надо поделиться едой с обездоленным. Конечно, Дед Мороз - не крестьянский леший, но ощущение, что ответный дар - это правильно, на Новый год оживает, хоть все и осознают, что дедушки в шубе и с посохом не существует.

Но есть в общении с Дедом Морозом и следы специфически советского дарообмена. Подразумевалось, что ответным подарком герою из другого мира станет не вкусное угощение, а послушание или проявление какого-то умения: например, встать на табуретку и прочитать стихотворение. Это дарообмен гражданский: ребёнок должен проявить качества члена общества. Недаром в методичках 1940-х годов сообщалось, что ребёнок в ответ на просьбу Деда Мороза должен не только проявить культурные навыки, но и рассказать о борьбе рабочих в других странах.

12. Почему подарки детям дарит именно Дед Мороз, а не родители?

Вкратце. Потому что Советское государство присвоило себе организацию семейного праздника.

В XIX веке впервые появилось понятие детства как особенного состояния. Рождество и Новый год начали восприниматься как праздники для детей и для воспитания детей, и, соответственно, традиция дарить им подарки начинает стремительно распространяться (особенно в протестантских странах). Тогда же становится принято говорить, что под ёлку их приносит именно Санта-Клаус. В Российской империи начала XX века эту роль стал выполнять воображаемый Дед Мороз: тогда он ещё не участвовал в специальной праздничной постановке, но появление в доме красивой ёлки и подарков под ней уже объясняли его приходом.

В 1910-х годах представление о том, что новогодние подарки под ёлкой (да и саму ёлку) приносит детям Дед Мороз, стало повсеместным. Иногда родители имитировали приход Деда Мороза: этот семейный ритуал сохранился и десятилетия спустя.

Образ Деда Мороза - дарителя был настолько популярен, что в 1935 году даже появился анекдот, объясняющий на примере новогодних подарков разницу между типами характера:

В рождественскую ночь мальчику-пессимисту положили в башмачок подарки: ружьё, трубу и заводной автомобиль. А мальчику-оптимисту - горстку лошадиного помёта… Решили испытать: будет ли он по-прежнему оптимистом? Утром спрашивают:
- Ну как, дети, что вам ночью подарил Дед Мороз?
В ответ мальчик-пессимист, скорчив плаксивую рожу, прослюнявил:
- Ну, что это за подарки! Ружьё не стреляет, труба не трубит, автомобиль сразу поломался!
- А тебе что подарили? - спросили мальчика-оптимиста.
Радостно блестя глазами, тот ответил:
- А мне живую лошадь подарили, да вот, понимаете, она удрала!

С 1937 года Дед Мороз не просто оставляет подарки и исчезает, а лично вручает их советским детям на ёлках, устроенных советскими учреждениями. Советское государство всячески стремилось контролировать родителей: по сути, оно присвоило себе функцию организатора семейного праздника, а Дед Мороз в некотором роде заменил собой родителей-дарителей.

Источники

© Александра Архипова

Впервые опубликовано на сайте проекта Arzamas

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна